Конаковский фаянс в период восстановления (1945-1958 годы). Часть 24.

31 декабря 1951 года утвержден рецепт новой фаянсовой глазури, составе которой ядовитый свинец был заменен безопасным стронцием. Много лет над проблемой замены вредных свинцовых глазурей бессвинцовыми работали начальник центральной лаборатории Ф.С. Фадеев, сотрудники лаборатории Н.З. Барабанова, Е.М. Лаврова, сотрудник ГИКИ Ю.Г. Штейнберг и другие. И вот упорные поиски завершились успехом. Это было событием чрезвычайной важности, значение которого трудно переоценить, так как была снята производственная вредность, то есть рабочие перестали вдыхать ядовитые свинцовые пары и теперь погружали руки с глазуруемым изделием в ванну с бессвинцовой глазурью.

За каждую единицу горнового объема вели борьбу ставильщики горнов. И здесь были приведены в действие скрытые резервы. Бригады В.Г. Казакова, И.И. Панкова, А.М. Седова, сменные мастера Андреев Б.И., Л.М. Сошникова, начальник цеха А.Ф. Шигаев, секретарь партбюро А.И. Жукова приложили немало творческой энергии, технических расчетов и рабочей смекалки для повышения коэффициента использования горнового объема, который был доведен до 0,76 при норме 0,67 (см. Ю. Арбат "Конаковские умельцы" стр. 137-146). За счет сокращения времени ставки и выборки сократился цикл работы горнов. Количество "оборотов" их было доведено до 10 вместо 8.Огромный вклад в дело совершенствования производства внесли рационализаторы. Только за 9 месяцев последнего года пятой пятилетки было внедрено 110 рационализаторских предложений, экономический эффект от внедрения которых составил 759 тысяч рублей. В этом году на заводе насчитывалось 92 рационализатора, в том числе рабочих – 61, инженерно-технических работников и служащих 31 человек.

В 1954 году была сдана в эксплуатацию первая очередь нового массозаготовительного цеха, суточной производительностью 130-140 тонн массы, а в 1955 году начала эксплуатироваться 1 очередь механизированного уклада сырья. Это была большая победа коллектива, который принимал самое непосредственное участие в строительных и монтажных работах.
В середине 50-х годов началось строительство новых корпусов для цеха утиля и глазури с двумя туннельными печами в расчете доведения мощности завода до 55 миллионов изделий в год.
За первую половину 50-х годов коллектив завода добился прироста по выпуску валовой продукции на 45 процентов, а по натуральному производству на 20 процентов. Годовой выпуск был доведен до 49,8 миллиона изделий. Пятилетний план по общему объему производства был выполнен за 4 года и 4 месяца.99

В авангарде борьбы за перевыполнение пятилетнего плана были коммунисты и комсомольцы. Передовиками производства были Е. Галкина – бригадир формовщиков, чья бригада выполняла нормы в среднем на 122,8 %, А. Шерстобоева – чистильщица, выполняющая нормы на 129,8 процента, А.С. Голубева – формовщица – на 134,2 процента, С.Н. Борин – кузнец – на 167 процентов, С.М. Пузин - формовщик майолики - на 200 процентов, К.А. Максакова - живописец на 235,5 процента и другие. Комсомольская организация завода в 1955 году состояла из 777 человек. Это позволило создать в цехах 70 комсомольско-молодежных бригад.
Перевыполнение производственного плана обеспечило создание фонда предприятия для поощрения работников завода, расширились возможности для выделения путевок и оказания материальной помощи рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим.

Только в 1955 году заводской комитет профсоюза предоставил 69 путевок для санаторно-курортного лечения, 146 путевок в дома отдыха, 8 туристических путевок и 250 человек прошли лечение и отдохнули в заводском профилактории. В начале 1956 года коммунисты завода обсудили доклад директора завода В.П. Сажко "О шестом пятилетнем плане завода (1956-1960 гг.). План предусматривал дальнейший рост выпуска посуды и совершенствование производства. Намечалось продолжить строительство производственных корпусов, вести механизацию и автоматизацию процессов. Намечалось применить прогрессивные виды топлива. Пятилетний план направлял значительные средства на жилищное и культурно-бытовое строительство и благоустройство.

В 1956-57 годах группа работников завода в составе И.И. Панкратова, В.Г. Филянской, В.Т. Смирнова, Н.А. Петрова и других после многочисленных опытов внедрила в массовое производство высокопроизводительный способ декорирования изделий отводками изделий цветными шликерами по сырцу - так называемый "ангоб". Этот способ дает изделиям хороший товарный вид, прочный несмываемый декор различных цветов при небольших затратах труда и материалов. Вторая половина 50-х годов была отмечена ещё одним крупным событием в деле повышения производительности труда при декорировании. Был освоен высокопроизводительный способ декорирования при помощи шелкографических трафаретов. За эту работу И.Д. Кондрашев и И.Ф. Апостолов были награждены серебряными, а Н.Т. Петрик, П.Я. Корсаков и А.П. Шмелева - бронзовыми медалями ВДНХ.

По предложению специалистов завода В.М. Гаврилова, П.М. Капитонова, В.Г. Лубова, П.П. Зайончковского и других осуществляется коренная реконструкция сушильного хозяйства формовочного цеха с изменением расположения сушил. Это мероприятие позволило всю формовку плоской продукции перевести на конвейерные сушила, в результате окончательно было покончено с профессией подручного формовщика – "бегунка", снизилась температура на рабочих местах формовщиков, так как сушильные камеры были вынесены на 3 этаж. Освободилось место для установки ещё 7 сушил, из которых 6 были на формовке изделий и одна на сушке форм. Формовочный цех мог теперь обеспечивать формовку на программу 55 миллионов изделий в год.
Кропотливая и напряженная работа шла в цехе обжига. Коллектив цеха и теплобюро Л.А. Олехова, П.А. Кузьмин, сотрудники Г.В. Шутый и другие провели ряд мероприятий, которые позволили ускорить политой обжиг на туннельной печи № 2 и повысить её производительность почти в 1,5 раза. В 1957-58 годах за счет ссуды Государственного банка были построены горн № 8 для майолики, а также малогабаритная электропечь туннельного типа для обжига майолики. Мощности завода увеличились на 2,7 миллиона изделий.

Только в 1957 году было внедрено 6 конвейерно-поточных линий на декорирование изделий отводкой и печатью, механизирована транспортировка изделий из сортировочного цеха в живописный и в комплектовочно-упаковочный цехи. Начался перевод тепловых агрегатов на отопление жидким топливом – мазутом. В это же время для погрузочно-разгрузочных работ были приобретены железнодорожный кран и несколько передвижных транспортеров. В 1958 году был освоен технологический процесс производства уралитовых цилиндров – мелющих тел для шаровых мельниц, что позволило повысить производительность мельниц на 20 процентов.
Таким образом, в 1958 году выпуск продукции достиг 55 миллионов штук в год, т.е. была достигнута производительность, предусмотренная проектом реконструкции после ввода в действие 2-х туннельных печей, строительство которых ещё только разворачивалось.
Коллектив завода своим беззватеным творческим и героическим трудом перечеркнул наметки проектантов и доказал, что может быть рачительным хозяином производства и делами отвечать на призыв Партии давать больше продукции с действующих производственных площадей и мощностей.

Учитывая достижения коллектива, Правительство приняло решение о разработке нового проекта реконструкции с доведением мощности завода до 95 миллионов изделий в год.
Вторая половина 50-х годов ознаменовались дальнейшим развитием различных форм социалистического соревнования. В 1957 году развернулось движение за овладение смежными профессиями. Лучшая шлифовщица сортировочного цеха двухсотница М.И. Павладьева освоила профессию сортировщицы, уже на новом месте показала образцы производительного труда. Её дневная выработка составляла 175-180 процентов. Кроме того, она обучила своима скоростным приемам труда свыше двадцати молодых работниц-шлифовщиц. Большой вклад в успехи завода внесли передовики производства Краюхина, Федорова, Львова, Уткина из формовочного цеха, возглавившие бригады отличного качества и высокой производительности труда, а также Табакова, Николаева – из сортировочного цеха, живописец Пузина, отводчица Селина.

Образцом для молодежи служил труд ветеранов труда. В 1956 году в майоликовом цехе работала мастером К.А. Стрелкова. К тому времени она уже 50 лет трудилась в стенах родного завода. Опыт её стал достоянием молодых. В этот период заметно улучшилось качество и художественное оформление изделий, расширялся ассортимент. Художники и скульпторы создавали прекрасные изделия, становившиеся массовой продукцией. В 1958 году продукция завода была широко представлена на Всемирной выставке в Брюсселе. За высокое качество продукции и её разнообразное и оригинальное художественное оформление устроители выставки присудили заводу Серебряную медаль. Продукция завода вновь получила международное признание.

В пятидесятые годы – замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.Я. Альтерман. Он много и плодотворно экспериментировал в области подглазурной росписи и пожил начало широкому внедрению в массовое производство так назввемых "потечных" глазурей, ающих неопределенный, еповторимый и нарядный рисунок, ождающийся в огне печей обжига. На многие годы этот вид росписи занял ведущее место в декорировании Конаковской майолики. Произведения Г.Я. Альтермана – чайно-кофейный сервиз "Шиповник" и прибор для завтрака "Пламенеющий" отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки 1958 года (Сборник "Художники об искусстве керамики" Советская художественная керамика 1954-1964 годы, Искусство", Москва 1971 год стр.13) Его методику декорирования майолики и подглазурной живописи широко применяют художники нашего поколения. (Там же, стр. 25, 48, 61, 62, 288).

Замечательная художница и скульптор В.Г. Филянская в эти годы создавала серию прекрасных оригинальных по форме и росписи изделий. Кофейный сервиз в коричневой поливе", декоративные блюда "Удод" и "Голубь", "Набор посуды для воды" удостоены Золотой медали на Брюссельской выставке. Творчеству Филянской свойственна высокая технологичность. Ее изделия легко внедряются в производство и сочетают в себе высокие художественные достоинства и технологичность, необходимую для массового производства.
В эти годы большую творческую работу проводила Е.М. Гуревич. Её скульптурные композиции "Дон Кихот и Санчо Пансо", "Восточная сказка" скульптура "Козленок" на брюссельской выставке заслужили серебряную медаль. И немало изделий, созданных ею, многие годы сходило с конвейеров завода. Золотую медаль в Брюсселе получил созданный на заводе художницей М.А. Левиной Прибор для фруктов "Пламя". Бронзовой медалью награждена ваза "Москва" О.В. Малышевой. Интересные изделия вышли из-под кисти и стеки Н.А. Литвиненко, которая создала оригинальные специализированные наборы посуды.

Основными оформителями посуды в 50-х годах были художники Хихеева А.И., Васильев И.В., Апостолов И.Ф., пришедшие в конце периода "молодые" художники. Рисунки, разрабатываемые ими, определяли художественое лицо завода в изделиях массового ассортимента.
Все заметнее улучшались условия работы, быта и отдыха мастеров фаянса. Значительно расширилось строительство жилых домов и объектов социально-культурного назначения. К 1959 году завод имел трое детских яслей на 173 места, три детских сада на 175 мест, пионерский лагерь на 160 мест, амбулаторию с терапевтическим и зубным кабинетами, баню с прачечной, столовую, буфет. Действовал клуб со зрительным залом на 700 мест, библиотекой, комнатами для занятий и спортивным залом. Жилой фонд увеличился до 23,2 тысяч квадратных метров (В 1913 году было лишь 4755 квадратных метров).

Таким образом, за тринадцать послевоенных лет коллектив завода решил сложные производственные и социальные задачи. В короткий срок был восстановлен и значительно перекрыт довоенный уровень производства, расширялся ассортимент, улучшалось техническое и художественное качество изделий. Продукция завода получила международное признание.
Выполнены крупные работы по реконструкции завода, расширению механизации тяжелых и трудоемких работ. Совершенствовались и оттачивались формы развития творческой иницициативы трудящихся. Все шире разворачивалось социалистическое соревнование за улучшение качества продукции, за лучшее использование производственных мощностей.
Выполнены крупные работы по реконструкции завода, по интенсификации оборудования и тепловых агрегатов, по механизации тяжелых и трудоемких работ. Коллектив завода обеспечил объем выпуска 55 миллионов изделий в год – задолго до ввода в действие основных производственных мощностей, предусмотренных проектом реконструкции на эту мощность.
Высокими темпами велось улучшение условий труда в цехах завода, расширялось жилищное и культурно-бытовое строительство.

Г.В.Лубов


Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.