2010 – год учителя: школа: огорчение и надежды

Во всех газетах последнего времени много было откликов на сериал «Школа», в большинстве отрицательных. «Ужас!» - говорили многие. А что, собственно, нового? Разве не знаем мы, что в школах и около курят, что не уважают учителей, плохо относятся к родителям, что подростки вступают в половые отношения и т. д.? Знаем, но в сериале всё это подано в сгущенном, концентрированном виде и производит тягостное впечатление.

Вопросы образования, воспитания сейчас активно обсуждаются. А нововведения вроде ЕГЭ вызывают справедливую критику. Единый экзамен не дает возможности проверить способности выпускника размышлять, общаться, вести диалог с учителем, а ведь это тоже обучение. Да и некоторые тестовые задания не предполагают однозначный ответ, например, по литературе, истории. Многие вузы, не очень доверяя ЕГЭ, стали проводить дополнительные испытания в виде собеседований. Я уж не говорю о нагрузке на родительский кошелек: многие родители оплачивают занятия с репетиторами…

Ещё недавно национальная система образования входила в тройку лидеров. Сегодня же мы занимаем 26 место среди государств (согласно докладу ООН). Есть такой термин «синдром эмоционального выгорания»: учителя страдают от нервных перегрузок, а к врачам обращаются редко, отсюда усталость, раздражение, а это передается детям.

«Российская газета» от 23 февраля рисует социально-профессиональный портрет нашего педагога. Средний возраст учителей – 47 лет. Преподавателей высшей школы – 50 лет.

Очень важное заявление сделал ректор МГУ В. Садовничий: «Сегодня очень важно сделать учителя действительно одной из главных фигур в обществе – такой, которой он заслуживает: он воспитатель, стержень, носитель культуры образования, порядочности и честности». Впрочем, громких фраз об учителе сказано немало, нужны конкретные дела.

Что предлагается? В Совете Федерации прошли парламентские слушания: как вернуть престиж профессии педагога? Выступавшие были практически едины во мнении: для начала надо доработать законы так, чтобы они не давали педагогам пустых обещаний. К примеру, мало кто знает, что учителя школ имеют право раз в десять лет взять академический отпуск на год, и это право не используется. «Надо внести в закон главу о статусе педагогического работника и приравнять учителей в зарплате и пенсионном обеспечении к государственным служащим», - предложил президент Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко. Но есть опасение, что при этом срежут надбавку за педагогический стаж. Предложено освободить выпускников педвузов от службы в армии, но вряд это получится. Стоило бы обязать дипломированных педагогов отрабатывать не менее трех лет в школе – сейчас лишь 4 процента выпускников идут в школу. Среди других предложений проведение съездов учителей-предметников (без помпы и трескучих фраз), введение должности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.

Открывая Год учителя, президент Д. Медведев отметил: «Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в эту систему и учеников, и выпускников, и, конечно, родителей». А ведь это было, пока в 1992 году министр образования Э.Д.Днепров не создал проект закона «Об образовании» (утвержденный решением Верховного Совета РФ), по которому главная миссия педагога – это передача знаний. Исключили воспитательную функцию школы, похоронили пионерскую и комсомольскую организации, ничего не предложив взамен. А ведь работали родительские комитеты, советы школы, предприятия шефствовали над школами, велась работа по месту жительства. Очень хотелось бы надеяться, что всё это удастся возродить.

Узнав, что я готовлю этот материал, директор Конаковской школы № 3 А.П.Попов просил назвать имена добрых помощников школы – наших выпускников. С удовольствием это делаю: Е. Веселовская, М. Липский. А. Фигурин, И. Гордиенко, А. Богданов, С. Ступина.


Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.