Священномученник Арсений Троицкий

Осенью этого года исполнилось 130 лет со дня рождения нашего земляка священномученника Арсения Троицкого.

…Призвание к духовному служению он унаследовал от отца, который также был священником. Еще во время обучения в духовной семинарии Арсений нес послушание – был учителем певчих архиерейского хора. Одаренного юношу к тому же нередко привлекали к проповедям на архиерейские богослужения. По окончании учебы его рукополагают в сан дьякона, а затем и священника Ильинской церкви в селе Селихово Корчевского уезда.

Молодой иерей полагает, что пастырский труд не должен ограничиваться рамками богослужения. Он сразу же вступает в благотворительное общество имени великомученицы Варвары, оказывающее помощь бедным воспитанницам Тверского епархиального училища, становится щедрым жертвователем и активным деятелем этого общества. Учреждает при храме церковно-приходской совет, который совместно с земскими органами пытается бороться с пьянством среди селян, открывает прекрасную по тому времени библиотеку-читальню и даже добивается для нее оплачиваемой должности заведующего. Селиховцы не просто глубоко уважали своего священника и прислушивались ко всем его словам и советам, но и по-настоящему полюбили его как чуткого, отзывчивого человека.

Отчет о деятельности приходского совета Ильинской церкви правящий архиерей отправил для публикации в «Тверских епархиальных ведомостях» в качестве примера добрых начинаний для других приходов. За усердную пастырскую службу Арсения Троицкого награждают камилавкой, назначают помощником благочинного 1-го округа Корчевского уезда, а затем возводят в сан протоиерея. Но все заслуги на духовном поприще приобретают для Арсения Троицкого знак минуса после революции.

Хотя церковь официально была отделена от государства, и власти не должны были вмешиваться во внутрицерковные дела, в действительности все обстояло иначе. Авторитетные священники, имеющие реальное влияние на свою паству, были для властей костью в горле. Арсений Троицкий, не вмешиваясь в политику, продолжает воспитывать прихожан в православном духе, организует многочисленные паломничества к православным святыням, а затем выступает одним из инициаторов создания религиозного союза ревнителей благочестия, составляет для него устав. Власти в таком обществе видели ни много ни мало контрреволюционную организацию.

А тут подоспело «обновление» церкви, активно поддержанное государством. Фактической целью его были раскол и уничтожение православной церкви. Тверское священство восприняло идеи «Живой церкви» крайне отрицательно. Духовенство и прихожане разных уездов заявляют о своей убежденности в том, что никаких реформ и нововведений в Церкви без правомочного Собора Русской Поместной Церкви допускать нельзя. К такому заключению пришло и собрание отдельных благочиний Кимрского округа, на котором содокладчиком протоиерея Иоанна Преображенского выступил протоиерей Арсений Троицкий. Организаторы собрания были арестованы и заключены в тюрьму ОГПУ Твери, а затем переведены в тюрьму московскую. Их обвиняют в нелегальной антисоветской деятельности. И хотя подтвердить свое обвинение власти так и не сумели, комиссия НКВД по административным высылкам приговорила протоиерея Арсения и других арестованных к трем годам заключения в лагере.

Арсения Троицкого отправляют на Соловки. Сегодня уже хорошо известно, каким издевательствам и унижениям подвергались здесь несчастные узники. «Здесь власть не советская, здесь власть соловецкая!». Такой лозунг встречал прибывших, и очень скоро они убеждались, что это действительно так. Людей раздетыми привязывали к столбу на съедение гнусу, привязав к бревну, спускали с горки, избивали. Откуда нашлись у священника силы пройти все страшные испытания? Наверное, в духовной стойкости.

Отбыв ссылку, он возвращается в Селищево и продолжает служить в церкви. Три года его не трогают. Но в конце тридцатых годов советская власть усиливает нажим на священство. И, конечно, снова вспоминают об Арсении Троицком. Стыдно читать гнусные строки доноса. Ему вменяется в вину попытка «подрыва финансового положения СССР». А заключается этот «подрыв» в том, что, обходя на Пасху с псаломщиком и диаконом дома прихожан, он отслужил молебен в доме крестьянина Башилова и, получив пятидесятирублевую бумажку, дал сдачи 49 рублей серебром.

Но власти считают: он обязан был помнить, что в стране тяжелое положение с разменной монетой, и не выводить из оборота такое количество серебра. Доказать злой умысел невозможно, да никто и не старается. Достаточно личного убеждения следователей.

Снова ссылка на три года. На этот раз в Казахстан, в Актюбинск. Он выдерживает и это испытание. Казалось бы, затаись он где-нибудь на окраине страны, займись крестьянским или ремесленным трудом – и выскользнул бы из-под колпака силовых структур. Но для этого надо было быть другим человеком. Пастырь не вправе бросить свою паству. И он снова возвращается к исполнению своего долга, понимая, что может ожидать его в дальнейшем.

Шел 1937 год. Арсения Троицкого снова арестовывают вроде бы без всяких внешних причин, пусть даже таких смехотворных, как в прошлый раз. Он обвиняется в антисоветской пропаганде. Он отказался подписывать лжесвидетельства на себя и своих духовных братьев. 17 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. Похоронен Арсений Троицкий в безвестной общей могиле в Бутово под Москвой.


Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.