Российская керамика

Интернет магазин фарфора

Российская керамика

Глава II - 1870-1918 годы

Глава I - 1809-1870 годы Глава III - 1918-1945 годы Глава IV - 1945-1975 годы. Часть 1 Глава IV - 1945-1975 годы. Часть 2

Приобретя в 1870 году предприятие Ауэрбаха в селе Кузнецове Тверской губернии, которое с этого времени стало именовать- Тверской фабрикой, М. С. Кузнецов присоединил его к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии, основанному в 1832 году, и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. В 1864 году на них работала одна тысяча человек, а товару было продано на 700 000 рублей. В 1853 году на Рижской выставке сельского производства и фабричных изделий С. Т. Кузнецов — отец М. С. Кузнецова получил похвальный лист, в 1861 году на Петербургской мануфактурной выставке— почетный отзыв, а в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге — золотую медаль. В материалах этой выставки сообщается: «Потомственный почетный гражданин рижский 1-ой гильдии купец Матвей Кузнецов в Риге и Владимирской губ. за отличный по крепости и белизне массы и глазури фаянс и очень хороший как белый, так и рисованный фарфор, при дешевизне цен и обширном производстве — золотая медаль». Бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии стал одним из пред-' приятии обширной кузнецовской фирмы, которая с каждым годом росла и крепла. В 1887 году в селе Буды Харьковской губернии М. С. Кузнецов основывает керамическое предприятие, которое вскоре начинает выпускать полуфаянсовые, фаянсовые и фарфоровые изделия; в 1891 году присоединяет к своим владениям один из старейших и известнейших русских фарфоро-фаянсовых заводов — завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда; в 1892 году в городе Славянске Черниговской губернии основывает завод по производству фарфоровых и фаянсовых изделий, а в 1894 году покупает у торгового дома «Карякин и Рахманов» завод в деревне Песочной Ярославской губернии, ранее принадлежавший Никитину; в 1898 году М. С. Кузнецов сначала арендует у Мальцева, затем (1910) приобретает в собственность фаянсовую фабрику в селе Песочне Калужской губернии. В 1889 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» с правлением в г. Москве (основной капитал в 3 млн. руб. сер.). В 1903 году Товарищество имеет: фабрик с производством на них фарфора, фаянса, полуфаянса, майолики и строительных предметов, расположенных в разных местностях России; отдельные разработки глиняных залежей: в Черниговской, Херсонской и Екатеринославской губерниях; 15 постоянных торговых мест в различных местностях Российской империи и 12 ярмарок. По словам известного исследователя керамики А. В. Селиванова, производительность кузнецовских заводов к началу века достигла 7 миллионов 249 тысяч рублей, т. е. около двух третей производительности всех керамических предприятий страны 42. Товарищество Кузнецова было типичным капиталистическим предприятием, сложившимся после реформы 1861 года, когда быстрыми темпами стали развиваться промышленность, торговля, транспорт, когда «Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка».

В этот период керамическая промышленность захвачена общими для пореформенной России изменениями экономики; множество владельцев фарфоро-фаянсовых предприятий разоряется, и заводы прекращают свое существование или переходят к другим фабрикантам. Выдвигается типичная для новой формации фигура монополиста-промышленника, сконцентрировавшего в своих руках огромное торгово-промышленное керамическое дело, насчитывающее в 1913 году (в году наибольшего процветания) —14 500 рабочих. Товаров в этот год было продано на 11.415.061 рублей. Колоссальны цифры, говорящие о среднесуточном числе рабочих, занятых на производствах, принадлежащих Кузнецову в 1912 году (в это число не включены вспомогательные рабочие): на Дулевской фабрике — 3277 человек, Тверской-—1534, Рижской — 2631, Будян-ской—1823, Вербилковской — 972, на фабрике в Песочном — 980, в Песоченской — 895 человек. Ассортимент кузнецовской фирмы был очень разнообразен: фарфоровая, фаянсовая, опаковая и полуфаянсовая чайная и столовая посуда; майоликовые и терракотовые украшения для отделки интерьеров, фасадов, церквей; майоликовые печи и камины; терракотовые фигуры и вазы; фарфоровые изоляторы и предметы для электрической проводки; фарфоровые изделия для санузлов. Товарищество М. С. Кузнецова имело торговли в Петербурге, Москве, Харькове, Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве, Варшаве, Тюмени, на ярмарках в Нижнем Новгороде, Ирбите, Вологде, Ярославле, Симбирске, Дерпте, Пскове, Ост-раве. Изделия кузнецовских заводов продавались не только по всей России, но и за рубежом — в Персии, Турции, на Балканском полуострове. Сырье, необходимое для заводов, Товарищество получало из-за границы (глину — из Англии, полевой шпат —из Норвегии, кобальт, кремень, каменный уголь, золото — из других стран), а также из России (кремень, глину, песок, алебастр, мел, каменный уголь, торф, дрова и тому подобное). Кузнецовская фирма имела постоянных поставщиков жидкого золота, кобальта и других материалов: товарищество К. Шпан, торговые дома Дерингер, бр. Воробьевы, Иосиф Кобер, В. Адольф, Венжер, Гантель, Эрихсон, Ляховицкий, Маррэ Боннэн, Райзберг, Фердинанд Фульда, общество Никель, Атанасиадис, Цангарис и др. Одно только перечисление поставщиков говорит об объеме поставок. Из-за рубежа Товарищество Кузнецова получало не только сырье, но и деколи. В 1911 году был заключен контракт с немецкой фирмой Нистер «на изготовление и доставку декалькомании...». По представленным кузнецовской фирмой эскизам делались «4 сюжета из истории Наполеона 1812 года, 4 сюжета — группы в русских одеждах, 6 сюжетов — головки в русских одеждах». Фирма Нистер сообщала: «Все 14 сюжетов остаются в Вашем исключительном пользовании и не могут быть продаваемы помимо Вас — никому». Архивные материалы заполнены множеством сведений об аренде и покупке Кузнецовым торфяных болот, земель, торговых и складских помещений, о заключении договоров на поставку топлива и сырья, на транспортировку товаров и т.д. В целях повышения производительности своих заводов кузнецовская фирма проявляла большой интерес к новому зарубежному оборудованию. Так, например, в 1903 году у фирмы Бернес и Готфильд Тверской фабрикой был куплен двигатель системы «Дизель»; в 1909 году сделан туннельный горн системы Фужерон для обжига фаянса. В 1910 году для Дулевского завода покупается литографская машина фабрики Фабер и Шлейхер. Все приведенные данные свидетельствуют о необыкновенно мощном размахе производственной и коммерческой деятельности Товарищества М. С. Кузнецова. В России второй половины XIX и начала XX века эта фирма была известна как в деловых кругах, так и среди массы покупателей.

Изделия кузнецовских заводов высоко оценивались официальными сферами и всегда привлекали к себе внимание на выставках. Фирма экспонировала разнообразные фарфоровые и фаянсовые предметы, майолику, камины, вазы, чайные и столовые сервизы. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве М. С. Кузнецов имеет свой отдельный павильон, при входе в который установлены две огромные майоликовые вазы для цветов. Следует отметить, что выставочная деятельность России во второй половине XIX века получает новую окраску и небывалый размах. Капиталистическая Россия выходит на широкую международную арену. Она принимает участие во всемирных выставках, которые, начиная с Лондонской 1851 года и Парижской 1855 года, регулярно следовали одна за другой в крупнейших городах того времени, в таких как Париж, Филадельфия, Чикаго, Антверпен, Будапешт, Стокгольм и других. Будучи наиболее мощным изготовителем отечественного фарфора и фаянса, кузнецовская фирма была экспонентом на многих крупных отечественных и зарубежных выставках. В течение всего времени своего существования фирма систематически, каждые год-два, удостаивается высоких наград, в том числе права употребления государственного герба, о котором в циркуляре Московского губернатора говорилось: «Изображение государственного герба является самою высокою выставочной наградою, которая имеет особую ценность не только в глазах фабрикантов и торговцев, но и в глазах громадной массы потребителей, весьма часто по своей неосведомленности судящих о качестве изделий не по внутреннему их достоинству, а по внешним знакам их отличии на вывесках, этикетках и проч.». Назовем некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке 1872 года и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получают право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже (1889) Товарищество М. С. Кузнецова награждено Большой золотой медалью, а на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года — бронзовой медалью, которая считалась высшей наградой на этой выставке. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Товариществу М. С. Кузнецова снова вручается право употребления государственного герба. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов — орден Почетного легиона от французского правительства. Об этой выставке писали, что она «должна представлять всему образованному миру итоги умственного движения человечества за истекшее столетие накануне нового наступающего XX века». Ее называли «торжеством мирового прогресса», а М. Антокольский в своей статье замечает: «Подобной выставки не бывало и вряд ли будет: она была в своем роде знамением времени конца века и в своем роде декадентством, то есть желанием произвести по возможности сильнейшее впечатление».

В течение 10 лет М. С. Кузнецов ежегодно поставляет посуду для императорского двора, за что получает солидные суммы денег. Чем же характеризуются изделия заводов Кузнецова? Кузнецовская продукция (лучшая ее коллекция находится сейчас в музее Конаковского фаянсового завода имени М. И. Калинина) в несколько огрубленном виде отразила все основные тенденции декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности своего времени, которым были свойственны эклектика, невероятно быстрая смена модных увлечений, стилизаторство. Россия конца XIX — начала XX века переживает сложнейший период как в политике, экономике, так и в искусстве. В это время особенно острыми становятся противоречия в «слабейшем звене в цепи империализма» — России. В литературе и искусстве этого периода также много противоречивого, двойственного. Наряду с передовым, прогрессивным искусством существуют различные субъективистские, упадочные, реакционные течения. Русская архитектура, уже с середины XIX века захваченная волной подражательства и эклектики, мечется между различными стилями прошлых эпох, теряя свою ансамблевость, чистоту и монументальность форм. В. В. Стасов отмечал, что это «архитектура, копирующая со старых образцов, с книг и атласов, с фотографий и чертежей, архитектура ловких людей, навострившихся в классах и потом пре-равнодушно отпускающих товар на аршин и фунт,— стоит только протянуть руку и достать с полки. Угодно — вот вам опять аршин «греческого классицизма», а нет — вот три с четвертью итальянского «ренессанса». Нет, не годится,— ну, так хорошо же: вот, извольте остаток первейшего сорта «рококо Луи Кенз», а не то хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то вот целый пуд русского» 51. Столь же противоречиво и эклектично было декоративно-прикладное искусство этого времени. В мебели, бронзовых и ювелирных изделиях, стекле, костюме, фарфоре и фаянсе господствует дух подражательства, любовь к пышности и перегруженности. На Императорском фарфоровом заводе выполняют большие вазы и безвкусные сервизы с вялыми формами, слабой живописью и кричащей позолотой (например, сервиз с портретами Романовых для Всемирной выставки в Лондоне, 1862). Часто на фарфор переносят живописные полотна известных художников. Завод обращается и к «русскому» стилю, выпуская изделия, украшенные плоскостными орнаментами, заимствованными из металла, финифти, дерева. Во многих произведениях этого старейшего русского завода чувствуется прямое заимствование с иностранных, к тому же далеко не лучших образцов. Особенно заметны были противоречия в продукции кузнецовских заводов, где технологическая сторона исполнения оставалась очень высокой. Изделия выпускали из хорошей белой массы, с прекрасным разливом глазури, яркими красками, но в художественном отношении они были беспомощны и пошлы. Кузнецовская продукция наводнила внутренний рынок России. Товарищество М. С. Кузнецова, помимо «наличного товара» из отдельно продаваемых предметов посуды, в который входило 329 форм одних чашек, имело в 1915 году в производстве фарфора: чайных сервизов разных фасонов—112, кофейных приборов — 20, столовых сервизов — 23 и столько же форм фаянсовых столовых сервизов. Наиболее употребительная посуда одной и той же формы выпускается фабриками нескольких величин». На фарфоровых и фаянсовых заводах широко применяли механические способы изготовления изделий и их декорировки. Массовая продукция Кузнецова потеряла обаяние неповторимости и свежести ручной работы. Претенциозный декор на сервизной и штучной посуде, подражающий различным «стилям», выполняется с применением трафаретов, штампов, деколи, аэрографа, однако претендует на имитацию ручной живописи, призван поразить зрителя, а главное — покупателя тонкостью, виртуозностью исполнения и свидетельствовать о богатстве всего изделия.

Все предприятие Кузнецова было поставлено на твердую коммерческую основу. Руководители фирмы не были озабочены, чтобы у каждого завода было свое лицо, свои художественные принципы, традиции. Изготовляемая продукция была для фирмы только товаром, хорошо или плохо идущим на рынке. Не идейно-художественные достоинства изделий, а проценты прибыли, получаемые за них, служили для Товарищества критерием при отборе тех или иных предметов для производства. Наиболее выгодные изделия выпускали одновременно многие кузнецовские заводы. Приказчики внимательно следили за вкусами покупателей, изучали в магазинах и на ярмарках их запросы. Зачастую ходкие иностранные образцы, слабые в художественном отношении, изготовлялись предприятиями Кузнецова большими тиражами. Во второй половине XIX века был отменен запрет на ввоз иностранных изделий из фарфора и фаянса, и зарубежная продукция в огромном количестве появилась на русском рынке. Поэтому наряду с предметами в ложнорусском стиле, а также подражающими Ренессансу, барокко и другим стилям прошлых эпох, заводы Кузнецова стали выпускать изделия, форма и декор которых были заимствованы с современных иностранных образцов. Каталог произведений Товарищества М. С. Кузнецова пестрит названиями: «сервиз заграничный», «сервиз заграничного фасона», «сервиз английский», «сервиз берлинский», «сервиз Чикаго» и т. д. Стремясь не отстать от моды, кузнецовская фирма быстро осваивала производство изделий то в «русском», то в «готическом», то в других распространенных в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве стилях. В период господства «модерна» кузнецовские заводы выпускают изделия и в этом стиле. Новый стиль «модерн» появился в России в 1890-х годах как реакция на эклектику, перегруженность архитектуры формами, взятыми из прошлых эпох. Это было крайне сложное и противоречивое направление, вскоре ставшее выразителем вкусов крупной буржуазии, охотно воздвигавших свои особняки, деловые конторы и магазины по канонам «модерна». При зарождении этот стиль провозгласил своим прообразом природу и принципиальный отказ от старых архитектурных форм и систем, однако с течением времени он наполнился мистическим содержанием, элементами и символикой прошлых эпох, например готики, испано-мавританского стиля и др. Романтический порыв «модерна», его сложная символическая орнаментика, образы рыцарства и мистических дев воплощались не только в особняках — сказочных замках, стоящих в замкнутых садах изолированно от современного города, но и в самых прозаических сооружениях, таких, как многоэтажные и многоквартирные доходные дома, загромоздившие старые узкие переулки, а также гостиницы, конторы, большие магазины — пассажи, типографии и даже в какой-то мере фабрично-заводские строения. В строительную практику входят новые материалы: железобетон, конструкции из стали, чугуна, стекло, керамика и др. Овладевая этими дешевыми материалами, «модерн» старался наполнить передовые, рожденные промышленной эпохой конструктивные формы мистическим содержанием, уводящим от жизни в мир призрачных символов.

Архитекторы не выявляли, а наоборот, стремились затушевать, скрыть возможности новой строительной техники. Фасады зданий, обильно украшенные лепниной, трактованной как импрессионистическая скульптура, закрывали план и конструкцию зданий. Примечательно, что в это время над одним зданием часто работают два творца: гражданский инженер и архитектор-художник, в создании фасадов принимают участие живописцы (например, М. А. Врубель был автором фасада дома С. И. Мамонтова на Садовой улице в Москве, С. В. Малютин — дома Перцова на Якиманке, В. М. Васнецов — Третьяковской галереи). Любовь к асимметрии, к разной высоте интерьеров, разнообразию форм и размеров окон, кривым, текучим линиям, причудливой лепнине на фасадах, майоликовым и мозаичным панно, к решеткам, напоминающим стебли водяных растений, цветным витражам — все это характеризует архитектуру рубежа двух веков. Особенно ярко проявил себя новый стиль в особняках, где у архитектора была возможность фантазировать — стилизовать готику, древнерусскую архитектуру и другие стили, прихотливо решать фасад и весь интерьер здания. Доходные же дома, выросшие во всех крупных городах России, украшались только по фасаду лепниной, керамическими вставками, маленькими башенками, большим вертикальным окном, выходившим на лестничные площадки. «Модерн» оказался очень сильным течением, которое захватило не только архитектуру и декоративно-прикладное искусство, но также живопись, графику, скульптуру. В своих символах «модерн» часто обращался к мистическому средневековью. В орнаментах преобладали блеклые тона, увядшие болотные растения с гибкими стеблями, различные переплетения трав, лилий, женские головки с распущенными волосами и пр. В этом стиле работало много талантливых людей. Из архитекторов наиболее даровитым был Ф. О. Шехтель. Интерьеры и убранство особняков часто создавались известными художниками (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакстом, В. М. Васнецовым и другими). Среди сооружений этого времени есть интересные произведения, законченно и полно выражающие основные принципы стиля и являющиеся лучшими образцами архитектуры «модерна». Быстро развился новый стиль в художественной промышленности. Однако если в области архитектуры и живописи в стиле «модерн» работали большие художники, то промышленность, и особенно заводы Кузнецова, не имела таких творческих сил. Массовая продукция кузнецовской фирмы, заполнившая русский рынок, пестрела изображениями томных русалок, печальных и таинственных пейзажей, фарфоровые и фаянсовые вазы обвивались лиловыми ирисами и грустно поникшими лилиями. Весь арсенал атрибутов «модерна» расцвечивал массовую продукцию, рассчитанную на невзыскательный вкус мещанства и буржуазии. Особенно ярко проявил себя этот стиль в фарфоре, фаянсе и майолике, где стали акцентироваться текучесть объемов, асимметрия, утрата тектоники и четкости форм. В ряде случаев новые тенденции давали интересные результаты, особенно в майолике (например, работы М. Д. Врубеля, В. Д. Поленова и др.). Однако кузнецовская фирма, гонясь за высокими тиражами и не имея на своих предприятиях ни настоящих постоянных художников, ни творческого отношения к созданию образцов, в своей массовой продукции выявила и подчеркнула всю пошлость,(показную утонченность и фальшивость этого стиля. Популярность кузнецовской продукции у покупателей, множество наград, которых удостаивалась фирма, должны быть отнесены за счет великолепного технического исполнения изделий, необыкновенно быстрой перестройки производства на модные «стили». Такова была кузнецовская фирма, в которую, как указывалось выше, в 1870 году влился завод Ауэрбаха в селе Кузнецове Тверской губернии. Все производство завода подверглось реорганизации и техническому переоборудованию. С 1870-х годов и вплоть до революции на предприятии производились перестройки и нововведения. В 1875— 1878 годах на Тверской фабрике были построены специальные здания для паровой машины, котельной, слесарной, прессовой, сделаны пристройки для размола массы, а также пущены 3 паровых котла, 2 паровых машины и др. В сведениях по Тверской фабрике за 1904 год сообщается, что на выработке массы работают: 2 пресса для фарфора, 2 малых и 8 больших прессов для фаянса, 6 прессов для полуфаянса; белый товар обжигается в горнах (для фарфора служили 3 горна, для фаянса — 4, для полуфаянса — 3). В 1910—1911 годах большие строительные работы на заводе в селе Кузнецово производит торговый дом братьев Потураевых. Воздвигаются трехэтажные корпуса для точения посуды и для склада. В 1911 году в новом живописном цехе устанавливается круговой муфель для обжига товара.

Систематические усовершенствования, техническое переоснащение производства ведут к росту предприятия в целом, увеличению количества рабочих и производственной мощности завода. Если в 1884 году на заводе работало 800 человек и выпускалось изделий на сумму 400 тысяч рублей в год, то через пять лет число рабочих и служащих достигает 1500, а в 1904 году уже 1620 человек, при этом выпускается изделий на 933 783 рубля. В 1913 году на заводе было 1726 человек и произведено изделий на 1 197 973 руб.55. В первые годы после приобретения Кузнецовым завода Ауэрбаха там продолжают изготовлять один фаянс; с 1884—1885 годов приступают к выпуску фарфора, а несколько позже — майолики, полуфаянса, строительных материалов и терракоты. К началу XX века Тверская фабрика представляет собой огромное хозяйство с большими корпусами, паровыми машинами, водяной турбиной, лабораторией, хромолитографией, кирпичным производством, бондарной мастерской, а также больницей, училищем, богадельней и прочим.В 1870-х годах на заводе в Тверской губернии для выпуска изделий часто используются старые формы и рисунки (в том числе и печатные). Однако тонкая монохромная печать, прославившая когда-то завод Ауэрбаха, теперь перестала удовлетворять покупателей. Для придания изделиям большей пышности печатные рисунки начали дорисовывать яркими надглазурными красками, что лишало гравюру на фаянсе присущих ей качеств (тонкости штриха, нюансировки силы тона, монохромной строгости) и придавало предмету ложную живописность и грубую пестроту. Порой так поступали со старыми, давно выпускавшимися рисунками ауэрбаховского времени, например, использовали Известные гравюры с надписями «Л. Г. Уланского полка», «II. В. Михаила Павловича». Нередко тарелки, украшенные печатными рисунками с последующей полихромной раскраской, имели широкий фестончатый борт, целиком покрытый яркой вишневой или зеленой краской. Вообще в этот период на заводе часто применяли для декора печатные рисунки. Одним из любимых был рисунок, целиком закрывавший всю тарелку, густо испещренный видами Одессы. Изделия первых лет (видимо, 3—5) иногда еще имели, как указывалось выше, марку «Быв. Ауэрбахъ»; иногда рядом добавляли: «Фабрики М. С. Кузнецова в Твери». Постепенно облик изделий, выпускаемых на заводе в селе Кузнецове, меняется, расширяется ассортимент, который в 1880-х—1890-х годах становится поистине огромным. Из фарфора делают чайную и кофейную сервизную и штучную посуду: блюдца, кукольные, чайные приборы, сахарницы, сливочники, стаканы, чашки чайные, чайники и др. Одновременно в производстве обычно находится до 20 фасонов чайных сервизов.

Из фаянса изготовляют столовые сервизы и штучную посуду: блюда, круглые, овальные, икорницы, кружки, подливочники, салатники, сухарницы, тарелки, фруктовницы, чашки с блюдцами и т. п. Каждый вид изделия из фарфора и фаянса выпускается разных форм, разделок и размеров. Так, например, фарфоровые сливочники имеют фасоны: «репкой, Рафаэля, узлом, витая ручка, английский, трактирный, одесский, манжетный»; столовые фаянсовые сервизы — «заграничный, берлинский, вырезной край, французский, гранистый, саксонский, бантом, Чикаго, соломенная грань» 57; суповые фаянсовые чаши выпускают 13 наименований. Для создания форм посуды и мелкой пластики на Тверской фабрике в конце XIX — начале XX века было 6 скульпторов, вышедших из местных рабочих, наиболее способным из которых в то время считался А. С. Олехов. Новые живописные орнаменты создавали рабочие-живописцы, которым мастер давал соответствующее задание. Мастерство фабричных живописцев было высоким. В их цветочных орнаментах, написанных легко и виртуозно, прослеживаются лучшие традиции русской живописи по фарфору и фаянсу. Множество изделий украшалось заграничными деколями. Сервизы и штучная фаянсовая посуда декорировались различными способами, начиная от простой отводки и крытья до деко-лей, рисовки кобальтом и пестрения. Часто применяли штампы, печать и обильное украшение посуды золотом. Распространенным декором было теневое крытье, где цвет менялся в силе тона, начиная от очень бледного и кончая ярким. Часто теневое крытье дополнялось цветочными орнаментами в виде деколей. Большинство форм посудных изделий, как из фарфора, так и из фаянса, было вычурным, перегруженным рельефной орнаментацией. Крышки изделий имели причудливые навершия в виде бантов, завитков, ручки изготовлялись витыми. Так, все предметы сервиза, называвшегося «граненым» и выпускавшегося на заводах в селах Куз-нецово и Песоченское, так как он пользовался, видимо, большим спросом у покупателей, украшены «ложковым» рельефом. Этот мотив назойливо наносился на большую суповую миску, вазу для фруктов, масленку, соусник и даже на маленькую горчичницу. Края тарелок и блюд фестончатые, борта испещрены мелким рельефным орнаментом. Ручки и навершия на крышках представляют собой два завитка, связанных бантом. Такие перегруженные рельефом изделия дополнительно украшались золотыми отводками, полихромными букетами цветов, обильно пестрились золотом. В столовой и чайной по-, суде часто употребляли так называемую «соломенную грань» — предметы сплошь покрывали тонкими параллельными бороздками. Расписывали и фарфор и фаянс в одном живописном цехе. Без учета материала, размера и формы предмета на него наносили один и тот же рисунок и деколи. Как уже отмечалось, целый ряд предметов посуды выпускали одновременно несколько заводов Кузнецова, и порою «тарелки тверского фасона» делала Рижская фабрика, а блюда «по гарднеровскому образцу» — Тверская.

Особенно велик был ассортимент майоликовых изделий. На заводе в селе Кузнецово из майолики делали скульптуру, пепельницы, кувшины, вазы, кружки секретные, корзины для фруктов, горшки цветочные, сливочники, жардиньерки, зеркала, табуреты, бочонки, подсвечники, чернильницы, курительные приборы и многое, многое другое для бытового обихода. В погоне за созданием вещей удивительных, занимательных, которые могли бы привлечь покупателя, завод совершенно не заботился о выражении качеств самого материала — фарфора или фаянса. Множество изделий имитируют расписное и резное дерево, металл, растительные и животные формы. Каталог продукции Товарищества М. С. Кузнецова информирует, какие масленки, сухарницы, табачницы и т. п. изделия выпускал завод. Названия их очень примечательны, даже не видя предмета, можно почувствовать тенденцию к развлекательности, сюжетности в самых обычных утилитарных вещах. Например, масленки делались «курицей, тыквой, дыней, на лебеде, редькой, маком, блинами, спаржей, раковиной, капустой, карасем, пчелой, бантом, орехом, калачом, земляникой, городами, рыбой, луковицей, колосом, коробкой, грибами, яйцами, цыплятами, ананасом» и т. д.. Утилитарные качества в этих предметах играют минимальную роль. Художник не задумывается над тем, чтобы форма говорила о назначении вещи и сама вещь была удобна в быту. Главное внимание обращалось на иллюзорность произведения. Фаянсовая масленка, пепельница или другое изделие своими формами и цветом полив должны как можно ближе передавать выбранный оригинал, как бы дублировать его. Масленка-огурец, масленка-тыква выглядели «как живые» огурцы и тыквы. Идя по такому натуралистическому пути, кузнецовские художники доходили до полной потери чувства меры. Так, на Тверской фабрике изготовлялась масленка в виде огромной мухи, спинка с крыльями которой снималась как крышка. Голова, глаза, ножки, крылья, увеличенные до невероятных размеров, со скрупулезной точностью передавали строение мухи. В натуральную величину выполнялись петух и курица с мелкодробной трактовкой перьев (верхняя часть снималась). Изготовлялась также масленка — блины на тарелке. Художник стремился передать пористость блинов, поджаристую корочку и даже стекающее с них масло. Натуралистическая продукция Кузнецова была столь популярна у покупателей и выгодна фабриканту, что ее изготовляли на протяжении всего времени существования кузнецовской фирмы, независимо от того, «русский» ли стиль или «модерн» были в моде. Основной тенденцией в скульптуре было то же стремление к занимательности, развлекательности, что и в посуде. Произведения часто перестают быть просто декоративными предметами, частью убранства интерьера, а наделяются бытовой функциональностью: фигурка опирается на ствол дерева, который служит карандашницей, жанровая сценка дополняется пнем, являющимся вазой для цветов. Ассортимент мелкой пластики был очень велик. Здесь и жанровые сценки с фривольным содержанием, и персонажи в западноевропейских средневековых или русских костюмах, и «античные» сюжеты, и переведенные в фаянс известные картины русских художников («Охотники на привале» В. Г. Перова или «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Н. Ге). Тема картин, их идейное содержание, композиция, освещение, цветовые соотношения— все искажалось в фаянсе, теряло смысл и художественные достоинства, перерастая все в тот же «занимательный сюжет», привлекавший невзыскательных покупателей. Подход к ним был столь же безразлично ремесленный, как при создании сухарницы типа «а ля грек» или «венгерского» фасона.

В больших количествах выпускались разнообразные жанровые композиции с таким, например, сюжетом: дама стоит на берегу водоема, жеманно приподняв край пышного платья, а к ней плывет усатый кавалер с мешком денег. Рядом с дамой — ствол дерева, который при желании может превратиться в вазу с цветами и «оживить» сценку. Пропорции фигур, пестрые яркие краски, дробность в цвете и несобранность в композиции говорят об отсутствии вкуса и слабой профессиональной подготовке художника, а сюжет и нарочитость в трактовке персонажей — о стремлении привлечь покупателя пошлой сценкой, «литературной» стороной произведения. Своеобразным откликом на творчество передвижников можно считать множество статуэток, изображающих народные персонажи. Они интерпретируются как тот же «занимательный сюжет», имеющий «литературную» основу и дополненный вазой, лоточком, карандашницей. В каталоге фирмы среди названий выпускаемых скульптур встречается много произведений на «народную» тему: «драка, пьяные, жену учит, пьет брагу, сеятель, свидание у пня, игра на балалайке, жнея, тянутся и т. д.». Для изготовления майоликовых скульптур и утвари на Кузнецовском заводе употребляли специальную массу, так называемый «серый фаянс». Из обычной фаянсовой массы майоликовые изделия стали делать только в советское время. До революции статуэтки и утварь изготовляли методом ручной формовки, причем каждую вещь после выхода из формы точильщик прорабатывал стеками и долго тер клеенкой. Однако тщательность отделки, отсутствие производственного брака, красивые яркие глазури еще более подчеркивали художественный брак этих произведений — их пошлость, примитивность и беспомощность. Националистические настроения, обращение к ложнорусскому стилю искусственно подогревались мероприятиями царского правительства: то организацией пышной коронации Николая II, то празднованием 300-летия дома Романовых. Поэтому непрерывным потоком, начиная с 1870-х годов и почти до последних лет существования фирмы Кузнецова, Тверская фабрика изготовляет множество изделий в «русском» стиле: мелкие бытовые предметы, уникальные заказные подарочные изделия, выставочные экспонаты. Для одной из международных выставок завод выполнил технически сложное фаянсовое сооружение выше человеческого роста. Это торшер, состоящий из центрального столба, как бы разбухающего книзу, и небольших колонок вокруг него, увенчанных гранеными главками. Завершает произведение фигура огромного павлина с пестрым хвостом. Весь торшер покрыт яркими изображениями цветов, птиц Сиринов, плетенкой, полосами, надписями («Добро пожаловать. Честь да место. На хлебе, на соли, да на добром слове — челом бьем») и «драгоценными камнями», блеск и яркость которых имитируют майоликовые поливы. Формы предмета напоминают токарное дерево, местами - металл, росписи же взяты в основном с русских эмалей или с расписного дерева. Все это сложное по формам, пестрое произведение является примером грубой эклектики в стиле «рюс». Однако в свое время оно, вероятно, хорошо вписывалось в архитектуру выставочного павильона, производило большое впечатление и нравилось зрителям.

Для широких кругов покупателей Кузнецовский завод выпускал из фаянса в больших количествах различные «деревянные» ковши, то покрытые яркой «хохломской» росписью, то подражающие темному резному дереву. Имитируя дерево и древнерусский стиль, завод хотел идти в ногу с модой на все русское и вместе с тем поразить покупателя своим мастерством: форма и цвет изделий, до мелочей копируя дерево, как бы уничтожают подлинный материал — фаянс. К празднованию коронации Николая II в 1896 году предприятие выпустило огромное количество памятных кружек и других сувениров в псевдорусском стиле, стоящих на чрезвычайно низком художественном уровне. В обычных посудных изделиях влияние ложнорусского стиля также находит себе место. Так, Тверской фабрикой была изготовлена серия тарелок с росписями на тему русских былин (находятся в Государственном Историческом музее). По борту тарелок нанесен орнамент из стилизованных растительных мотивов. Формы орнамента, сочетание золота и ярких, как бы эмалевых красок говорят о его истоках — древнерусской финифти. В центре тарелок изображены события из жизни легендарных персонажей. Для росписи характерно сочетание нарочитости фигур персонажей, их поз со стремлением передать все мелочи и детали костюмов. Однако и это эклектичное произведение технически сделано хорошо. Довольно значительный удельный вес в общем производстве завода имели выполненные в русском стиле майоликовые камины, печи, киоты, иконостасы. Цены на эти изделия были высокие. Камин белый, например, стоил от 175 до 800 рублей, расписанный красками — 950—965 рублей; примерная стоимость иконостаса с установкой на месте была от 6000 до 7200 рублей и выше. Однако несмотря на такие цены, они находили сбыт как в России, так и за рубежом. «Фаянсово-эмалевые иконостасы и киоты представляют собой новость и довольно охотно принимаются русскими церквами, т. к. они прочнее деревянных и не требуют ремонта и позолоты вновь»,— говорится в рекламном проспекте фирмы. В производстве одновременно находилось две-три формы иконостасов, созданных местными рабочими Саввиным и Никотиным. Весь рельефный орнамент, колонки, фриз по желанию заказчиков покрывались поливами, расписывались надглазурными красками, золотом.

Геометрические орнаменты для украшения печей, каминов и иконостасов иногда представляли собой интересные творческие переработки мотивов древнерусского искусства, а политый яркими и блестящими глазурями фаянс выступал во всей своей красоте. В 1890-х годах хорошо оснащенный завод в Тверской губернии быстро освоил производство модных изделий в стиле «модерн». Множество пепельниц, сухарниц, ваз украшается русалками с распущенными волосами, мягкими волнами покрывающими весь предмет. Часто измятые текучие формы изделия сочетаются с горельефными изображениями цветов и фруктов, трактованных натуралистически. Тяга к необычному и изломанному давала себя знать в таких простых, прозаических вещах, как сухарницы или салатницы. Их очертания прихотливо извиваются, предметы теряют ясность функционального назначения. В это время покупателям нравились асимметричные вазы для цветов, неожиданно высокие или, наоборот, как бы растекшиеся в ширину, причудливые чудовища, которые могли служить пепельницами, трех-и четырехчастные изгибающиеся и неудобные предметы для сервировки стола. И завод давал потребителю все эти изделия, используя свои технологические достижения и перерабатывая модные образцы с других русских и зарубежных заводов. Именно тогда фаянс был осмыслен как материал податливый, мягкий, пластичный; поливы впервые были раскрыты во всей своей красоте и необъятном богатстве своих возможностей, вошли в употребление потечные глазури, появились новые смешанные оттенки, стали увлекаться необыкновенным перетеканием цвета в колористической гамме. Такого подхода к майолике не знал весь XIX век. В формах обычной столовой посуды влияние «модерна» сказывалось значительно меньше. Модный облик изделиям придавал декор. На предметах чайного ассортимента, формы которых были более вычурны и изломанны, появляются изображения пейзажей с туманными далями, мрачными багровыми закатами, высокими женскими фигурами в длинных белых одеяниях. Блеклые цвета теневого крытья из аэрографа, поникшие головки ирисов и переплетающиеся стебли болотных растений стали излюбленными в украшении фарфоровой и фаянсовой посуды. Во время империалистической войны производство посуды и мелкой пластики на кузнецовских заводах несколько сократилось, так как фирма выполняла военные заказы. Однако характер изготовляемой продукции, ее ассортимент, облик и художественное направление не претерпели изменений. Такой предстает перед нами Тверская фабрика в 1870—1918 годах, со всеми ее противоречиями и эклектикой, столь характерными для русской художественной промышленности этого времени.