Конаковский фаянс в период довоенных пятилеток. Часть 21.

В апреле 1929 года состоялась XVI партийная конференция, утвердившая план развития народного хозяйства СССР на 1928/29-1932/33 годы, В стране намечались грандиозные новостройки. Тверской фаянсовой фабрике устанавливалось задание расширить производство на 60 процентов. Наряду со строительством крупных предприятий в Верхневолжье планировалось сооружение железной линии от Кузнецова до станции Решетниково Октябрьской железной дороги. Это решение было связано с тем, что в конце 20 годов на фабрике сложилось очень трудное положение с подвозом сырья, топлива и вывозом готовой продукции. Отсутствие прямого выхода на железнодорожную сеть страны практически остановило дальнейший рост производства продукции, в которой очень нуждалось население страны.

26 февраля 1930 года ЦИК СССР принял постановление о переименовании фабричного поселка. Приводим тексг постановления: "Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет: Рабочий поселок Кузнецове и Кузнецовский район Кимрского округа Московской области переименовать: первый - в рабочий поселок Конаков, а второй - в район Конаковский. Председатель ЦИК СССР М.Калинин. Москва – Кремль. 26 февраля 1930 г."
В годы I пятилетки фабрика работала неустойчиво. План производства продукции в 1930 году, например, был выполнен лишь на 94 процента. Сырьё и топливо поступали с перебоями, из-за чего были большие простои. О трудностях свидетельствуют и цифры производства в эти годы.

1929 г. – 29834 тыс. штук
1930 г. – 28396 тыс. штук
1931 г. – 24995 тыс. штук
1932 г. – 27394 тыс. штук

Основной задачей коллектива в эти годы было преодоление серьёзных трудностей роста в сложившихся неблагоприятных условиях. Заводская многотиражка "Фаянсовка" в начале 1930 года писала: "...Внимание цеховых комитетов... должно быть немедленно сосредоточено на организации по цехам ударных бригад, на работе производственных комиссий и совещаний, на... выполнении... рабочих предложений, ибо, только мобилизовав внимание всей рабочей массы фабрики на вопросах производства, мы в состоянии будем обеспечить полное выполнение промфинплана".

Из-за неустойчивой работы и потери заработка многие квалифицированные рабочие уходили с фабрики. Партийное бюро обязывает руководство фабрики принять меры для правильной расстановки и сохранения рабочей силы. Выносится даже предложение о переводе фабрики на производство так называемого "каменного товара", т.е. керамики более низкого качества и, худшего товарного вида. Вместе с тем партбюро, фабком и комсомол развертывают широкую разъяснительную работу по мобилизации коллектива на преодоление трудностей. (Предложение о "каменном товаре" Правительством принято не было).

В сентябре 1932 года на цеховых и на общефабричном собрании рабочие и служащие обсуждали постановление Пленума ЦК ВКП/б/ "О производстве товаров широкого потребления". Как известно, в Постановлении указывалось на необходимость решительно увеличить производство предметов широкого потребления. Постановление рекомендовало увеличить производственные программы предприятий и изыскать возможности для перевыполнения повышенных планов. Коллектив Конаковской фаянсовой фабрики принял првышенные обязательства. Широким фронтом велось строительство железной дороги. Рабочие и служащие в свободное от работы время выходили на строительство. Проводились субботники.

В годы первой пятилетки шла коллективизация деревни. Коллектив фабрики в этот ответственный период оказывал посильную помощь селу в строительстве новой жизни. Коммунисты фабрики помогали в организации колхозов в близлежащих деревнях, оказывали помощь в заготовке продуктов т.д. К примеру, 26 декабря 1932 года состоялось закрытое партийно-комсомольское собрание с повесткой дня: "Об итогах выполнения всех видов заготовок в районе". В резолюции были разработаны конкретные меры помощи селу, и в частности предлагалось: "Заключить договора с колхозами... Допустить прикрепление к цехам отдельные колхозы".

В начале 30-х годов на фабрике произошло незаметное на первый взгляд событие. По рекомендации В.В.Куйбышева известный уже нам художник И.Г. Фрих-Хар привез на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые поставили перед собой задачу провести творческий поиск путей замены старых "кузнецовских" моделей и декоров и создать систему разработки новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство. В состав этой группы входили В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, М.П. Холодная, И.М. Чайков, И.Л. Слоним, Г.И. Кепинов, А.Е. Зеленский и Ф.А. Бесперстова. Группа работала в селе Сучки, которое стояло недалеко от устья р. Сучок (на противоположном от Рыбзавода берегу Сучковского залива). Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, и кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода. Скульпторы часто встречались с рабочими, рассказывали об искусстве, учились технологии.

Скульпторы работали, если так можно выразиться, на общественных началах. Обычно в весенне-летний сезон. Однако в этот период работа профессиональных художников ещё не отразилась на массовой продукции, которая по-прежнему выпускалась по старым моделям. "Массовка" оставалась прежней; изменить привычные шаблоны, поставить новые формы изделий было чрезвычайно трудно. К этому не были готовы ни фабрика, ни потребители. Для осуществления этого потребовались годы культурной революции. В первые годы второй пятилетки серьёзные трудности, сложившиеся в начале 30-х годов, ещё не были устранены. Из-за перебоев в доставке сырья и особенно топлива на фабрике были длительные простой, промфинплан систематически недовыполнялся. В 1933 году, например, несмотря на отчаянные усилия коллектива, план был выполнен лищь на 60,8 процента.

О сложности обстановки говорит такой факт, когда партийный комитет объявляет партийную организацию мобилизованной на проведение субботника. В постановлении комитета говорилось: "Организовать субботник 30 ноября, для чего считать организацию коллектива BKП/б/ и ВЛКСМ мобилизованной, поручив секретарям цеховых ячеек проверить явку на субботник, в случае неявки отдельных коммунистов и комсомольцев рассматривать, как измену интересов партийной организации и рабочих фабрики". Не лучшим образом шли дела и в 1934 году, когда план был выполнен на 63,8 % и на том же уровне в 1935 году. Но, несмотря на невыполнение плана в 1935 году, выпуск продукции был доведен до 34,1 миллиона изделий, что в 2 раза превышало уровень 1913 года - максимальный уровень дореволюционного производства.

Это было достигнуто на производственных площадях и тепловых агрегатах, оставшихся в наследство от Кузнецовской фарфорофаянсовой империи. За счет электрификации производственных процессов, для чего в цexax были установлены электродвигатели общей мощностью 434 киловатта. Началась модернизация старых прямоточных горнов с изменением схемы движения газов – горны оборотного пламени. Это позволило снизить расход топлива, с одной стороны, и сократить цикл обжига на 30-40% – с другой. Завершилась работа по внедрению формовки из резаных пластов вместо "точеных" (формованых) с централизацией их заготовки.

В августе 1934 года был образован Наркомат Местной промышленности, фабрика перешла в его подчинение. Наркомат обращает серьёзное внимание на улучшение деятельности Конаковской фабрики, особенно на улучшение качества и художественных достоинств её продукции. Осенью 1934 года художественная лаборатория, организованная Фрих-Харом в селе Сучки, была официально утверждена Наркоматом как структурная единица фаянсовой фабрики, и работать здесь начали по плану. Фактически это была первая художественная лаборатория в советской фарфорофаянсовой промышленности, работа которой была направлена на создание образцов массовой продукции. В отличие от аналогичной лаборатории Ленинградского фарфорового завода, которая, занимаясь "агитфарфрфовой" росписью, не внесла ничего нового в создание ассортимента изделий, соответствующего изменившимся социальным условиям России, лаборатория Конаковской фабрики поставила перед собой и осуществляла иные задачи. Известный скульптор И.М. Чайков, входивший в состав бригады, организованной Фрих-Харом, в интервью данном газете "Советское искусство" (№ 2, 2 января 1935 года), говорил: "Выезд нашей бригады на фабрику им. Калинина это первый случай совместной работы творческих работников и специалистов-керамиков над изысканием новых форм и рисунков для предметов домашнего обихода. Вместе с администрацией мы пересмотрели всю старую продукцию фабрики. Взамен старых рисунков, по существу бесконтрольно повторявшихся в разных вариантах, мы сделали 11 моделей бытовых предметов – тарелок, кувшинов, молочников и пр." (цитируется по книге Н.Воронова "Фрих-Хар", Советский художник, Москва, 1975 год, стр.19).

В штате лаборатории кроме Фрих-Хара и Холодной работали П.М. Кожин, И.С. Ефимов и другие художники. Это благодаря их творчеству Конаковский фаянс получил мировое лризнание на Всемирной Парижской выставке в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома "Гран-При". Осенью 1935 года в стране разворачивалось стахановское движение – движение за улучшение организации труда и максимальное использование техники. После опубликования обращения ВЦСПС ко всем рабочим, инженерам, техникам, служащим, профсоюзным организациям Советского Союза, в котором была поставлена задача в самое ближайшее время стахановское движение сделать движением широких масс, на фабрике начинается борьба за овладение стахановскими методами работы. 26 октября 1935 года заводская многотиражная газета "Фаянсовка" вышла с напечатанным крупным шрифтом сообщением: "РЕКОРД ГОНЧУГОВОЙ. Растут ряды стахановцев на фабрике. Тов. Гончугова А., отводчица аэрографа дала рекордную норму выработки 214 процентов при хорошем качестве."

В этом же номере опубликованы показатели работы стахановцев – формовщиков за первую стахановскую вахту 19 октября. В этот день формовщики Б.В.Вершилов при норме 1553 заформовал 2245 штук, Ан. Коновалов – 2050 штук, И.Г. Скупов при норме 1614 заформовал 2250 штук. 7 ноября, подводя итоги начала стахановского движения, "Фаянсовка" в редакционной статье писала: "Стахановское движение, поднявшее героев высокой производительности труда, вдохновившее широкие массы рабочих на борьбу за достижение рекордных норм выработки, обеспечило успех фабрике" В формовочном цехе выдвинулись три ударника: Скупов, Вершилов и Коновалов. Сейчас этот маленький отряд лучших увеличился. 1 ноября Титаев выполнил свою норму на 177,6%, Павлов и Гордин на 181,1%... Дудко выполнила своё задание на 147%, Комкова – на 154, Гусев на 163.

В живописном цехе 1 ноября 12 человек выполнили свои нормы в пределах 134-224%.
Таким образом, выдвинулись в первые ряды стахановцев фаянса Павлов, Гордин, Коновалов, Титаев, Травкина, Рябизова, Коновалова и Жукова." Стахановское движение росло и ширилось. От рекордов отдельных рабочих коллектив переходит к рекордной производительности участков, цехов и всего предприятия в целом. 3 января 1936 года был проведен опыт организации стахановских суток на участке П.И. Пяткина в формовочном цехе. В этот день производительность труда по отношению к январской программе поднялась на 28 процентов. Партийный комитет решил 10 января провести стахановский день на всем предприятии. В рапорте парткома об итогах этого дня было написано: "Партийная, профсоюзная и комсомольская организации... помимо разъяснительной работы мобилизовали актив на культурное оформление цехов, выпустив специальный номер стенгазеты, дополнив цеховые витрины портретами стахановцев. Утро 10 января было необчным... На лицах была какая-то особенная радость, сосредоточенность... Большая часть работниц принарядилась по-праздничному... Самое важное и самое замечательное в соревновании обозначилось тогда, когда начальник живописного цеха тов. Гаврилов И.М. через три часа после начала работы смены сообщил, что тов. Гончутова, Травкина, Цветкова и Николаева выполнили дневное задание, и вслед за этим у их машинок появились красные - свидетели их победы... Стахановский день на фабрике дал рост производительности труда на 11 %... Стахановское движение, всколыхнувшее весь рабочий класс фабрики имени М.И. Калинина, вызвало небывалый подъем трудового энтузиазма - изо дня в день множит ряды героев социалистического труда, и мы сейчас от одиночек-стахановцев перешли не только к сотням, но и к целым участкам".

В 1935-36 годах по данным комиссии Райкома партии "вся продукция фабрики в большинстве своем направляется на внутренний рынок и на экспорт... Фабрика занимает второе место в фаянсовой промышленности СССР" (После Будянского фаянсового завода).
9 января 1936 года Приказом Народного Комиссариата местной промышленности РСФСР фабрика переименовывается в Государственный Республиканский Автономный фаянсовый завод имени М.И. Калинина" В этом году Правительство выделило 7,1 миллиона рублей на проведение работ по совершенствованию производства, завершению строительства железнодорожной ветки и для широкого развития торфоразработки на торфопредприятии "Второе Моховое". Началась работа по большой реконструкции формовочного цеха. Силами ремонтно-механической мастерской были изготовлены цепи, каркасы и другие узлы и детали пяти конвейерных сушил для сушки плоских и полых изделий, десятки стеллажей-хор. Таким образом, был ликвидирован тяжелый и непроизводительный труд подручных формовщиков, в обязанности которых входило: относка доски с заформованными на гипсовых формах с 4-5-ю изделиями от формовочного станка к "хорам" на расстояние до 12 метров и установки их на "хоры" на высоту до 3 метров по лестнице-стремянке, снятие досок с высушенными на формах изделиями в "хор", подноска их к формовочному станку, снятие высушенных изделий с форм и составление их на подставку в стопку. Таких "походов" подручный или подручная за смену должны были сделать до 400. "Пробег" с грузом до 12,5 килограммов достигал 5 и более километров. Не случайно рабочих и работниц этой профессии называли "бегунками".

После внедрения сушил профессия "бегунка" отпала, так как формовщик снимал форму с полки сушила и заформованную форму устанавливал Непосредственно на полку.
Большие работы были проведены по сооружению аспирационных установок на оправочных станках. Это мероприятие позволило полностью исключить попадание пыли от оправки изделий в атмосферу цеха, что оздоровило условия труда на одной из самых вредных профессиях фаянсового производства - сухой оправке изделий. Проводились работы по механизации межцехового транспорта. Прокладывались линии монорельсового транспорта, устанавливались цепные полочные подъемники. В этот период завершается перестройка на "оборотное пламя" 5 из 7 круглых горнов.

В 1936 году произошло событие огромной важности, открывшее широкую перспективу для дальнейшего увеличения выпуска продукции. В Конаково пришел первый поезд по введенной в действие железнодорожной ветке Конаково-Решетниково. На завод пошло сырьё: с Часов-ярского месторождения – глина, из Карелии – полевой шпат, с правобережной Украины – каолин и кварцевый песок. К концу второй пятилетки завод полностью отказывается от импортного сырья, некоторое количество которого поступало на завод с середины 20-х годов.
Развернулось "2-ое Моховое" торфопредприятие – 35 тысяч тонн низкозольного топлива – такова ежегодная порция топлива торфяников,63 а Шумновское торфопредприятие постепенно свертывает добычу. Значительно упростилась отгрузка продукции многочисленным предприятиям во всех концах Союза и за рубеж.

В тридцатые годы большая работа проводилась по улучшению условий быта и отдыха рабочих. Строятся несколько 8 квартирных двухэтажных жылых домов, детские ясли и детский сад в районе завода. Неподалеку от дома отдыха Карачарово возводятся корпуса пионерского лагеря. Рабочие, служащие, молодежь и люди в возрасте после окончания рабочего дня методом народной - стройки сооружают стадион и парковый комплекс в бору на берегу Волги, участвуют в строительстве нового здания рабочего клуба, который был открыт в 1938 году.
В 1937 году после переноски из зоны затопления Иваньковского водохранилища города Корчевы, поселок становится городом Конаково. С весенним паводком 1937 года волжские воды вплотную подошли к стенам завода. Стала ненужной узкоколейная дорога к волжским причалам, Которую последнее время обслуживали паровозики-"кукушки". Причалы были сооружены непосредственно у территории завода.

В результате проведенных мероприятий по реконструкции завода выпуск продукции из года в год увеличивается. Коллектив завода успешно выполняет задания государственного плана. В завершающем году второй пятилетки было выпущено 36,7 миллиона изделий, в том числе 20,6 млн. тарелок, 9.3 млн. блюдец, 500 тыс. кружек. Количество рабочих достигло 2652 человека. При этом значительная часть продукции выпускалась уже по новым моделям с новыми рисунками. Это было заслугой молодых художников-профессионалов, пришедших на завод во второй половине 30-х годов: В.Г. Филянской, Т.З. Подрябинникова, Н.А. Литвиненко, А.И. Хихеевой, а также ветеранов талантливых народных художников М.И. Примочкина и М.А. Овчинкина и других, которые своим богатым воображением, природной наблюдательностью и безупречным мастерством создавали рисунки, отвечающие духу времени. Особо следует остановиться на творчестве Т.З. Подрябинникова, который, придавая первостепенное значение производственным качествам рисунков для массовой посуды, разрабатывал их одновременно с теми методами и механическими приспособлениями, с помощью которых эти рисунки должны наноситься на изделие (главным образом применялись трафареты и аэрограф). Большая экспериментальная работа была проведена Подрябинниковым по росписи фаянса растворамисолей. Художественные достоинства этого метода – мягкость и глубина полутонов – обеспечили впоследствии этому виду подглазурной живописи значительную популярность. Из личных работ Т.З. Подрябинникова этих лет следует отметить печать с ручной росписью сервиза "Канал Москва-Волга". А также серию декоративных ваз с видами Московского моря, выполненную ручной росписью растворами солей. Однако этот вид декора в массовом производстве не нашел применения из-за сложности технологии.

В январе 1941 года на завод пришел крупный художник-керамист и технолог по краскам и глазурям Г.Я. Альтерман, который начал проводить опыты по расширению подглазурных декоров фаянса и новых способов декорирования майолики. В 1940 году выпуск продукции был доведен до 40,9 миллиона штук. Это было большое достижение коллектива завода. Увеличение в 2,5 раза дореволюционного объема производства было свидетельством организационной и технической зрелости трехтысячного коллектива, силы и авторитета партийной организации, свидетельством того, что коллектив способен решать более сложные задачи, которые уже выдвигались Правительством перед заводом. Ленинградский Керамический институт заканчивал разработку проекта генеральной реконструкции завода с доведением мощности до 55 миллионов изделий в год. В 1941 году началось строительство современного массозаготовительного цеха. В закладке фундамента цеха принимал участие весь коллектив. Однако планы пришлось отложить почти на десятилетие – началась Великая Отечественная война.

Таким образом, в годы довоенных пятилеток Конаковский фаянсовый завод, его коллектив под руководством партийной организации успешно решал задачу совершенствования производства. Развивалась механизация труда, модернизировались тепловые агрегаты, улучшались транспортные связи за счет ввода в действие железнодорожной ветки Конаково-Решетниково, укрепилась топливная база, улучшались условия труда, отдыха и жилищные условия рабочих. Росла плеяда талантливых художников. Продукция завода получила мировое признание, свидетельством чему – Диплом Гран-При Всемирной Парижской выставки 1937 года. Коллектив завода принимал активное участие во всех патриотических начинаниях рабочего класса страны. В середине 30-х годов, как и во всей стране, коллективом было поддержано и получило широкое развитие стахановское движение, сыгравшее важную роль в повышении производительности труда и увеличении выпуска продукции.

Г.В.Лубов


Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.