История Конаковского Фаянсового Завода часть 3

Начиная с III – IV веков в Китае производились разнообразные виды фаянса – от мягких до твердых фарфороподобных – с красивыми поливами. И, по всей вероятности, именно фаянс был родоначальником китайского фарфора, производство которого началось в VI – VII веках нашей эры. Этому способствовали богатейшие залежи специфического сырья, содержащего почти все компоненты, необходимые для производства фарфора. Из Китая фарфор проникает в Корею, Японию, Индию, где в VII – X веках появляется его производство. Далее китайский или индийский фарфор попадает в Европу. Здесь, начиная с XVI века, придворные алхимики вели поиски «секрета китайского фарфора». Но вместо фарфора Франция, Италии, Голландия получили фаянсы майолики Сен – Поршера, Б. Палисси, Флоренции, Урбино, Фаэнцы, Делфта. Наивысшего развития производство фаянса достигло в Англии в результате изобретения Дж. Алсбери фаянса цвета сливок, позднее усовершенствованного Дж. Веджвудом, благодаря которому английский фаянс стал лучшим в Европе.

Но поиск «китайского секрета» продолжался, и вот в 1709 году алхимик саксонского курфюрста Августа Сильного Иоганн Бётгер при одной из многочисленных попыток получить пресловутый «философский камень» получил фарфор. В 1710 году в городе Мейсене открывается первая в Европе фарфоровая мануфактура. Но бётгеровский фарфор недолго оставался секретом. Уже в 1717 году фарфоровая мануфактура появилась в Вене. В течение полувека в разных странах начали действовать несколько десятков королевских и придворных фарфоровых предприятий. Открывались и частные заводы.

В России развитие фарфорового и фаянсового, майоликового производств шло путём, отличающимся от западноевропейского. Ещё в Древней Руси народные умельцы производили разнообразные расписные и рельефные муравленые (глазурованные) печные изразцы, лощеную и муравленую посуду. Видное место занимала керамика Гжели. Уже в XVI веке Московские цари были знакомы с китайским фарфором. Большое внимание фарфору уделял Пётр I. Он покупал китайский и европейский фарфор, приглашал голландского мастера для организации фарфорового производства, поручал своим доверенным за границей выведать «секрет» производства фарфора. Но эти попытки не увенчались успехом. В 1724 году по царскому призыву Московский купец Афанасий Гребенщиков открыл первую русскую «Ценинную* и трубочную фабрику», ставшую родоначальницей русского майоликового производства. По имеющимся данным в середине 40-ых годов Иван Гребенщиков разработал рецепт фарфора, но Царский двор запретил Гребенщиковым начать производство фарфора и повелел не разглашать тайну его производства.

В это же время, в 1744 году был создан придворный фарфоровый завод, на котором сподвижник М.В.Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов самостоятельно и, впервые в истории керамики, на подлинно научных основах разработал технологию фарфора из отечественных материалов. По сравнению с западноевропейскими массы Виноградова по составу приближались к китайским и японским, и по внешнему виду русский фарфор был ближе к восточному. В 1766 году начал действовать частный фарфоровый завод Гарднера в Вербилках. Майоликовое производство Гребенщикова дало жизнь десяткам мелких заводов на Гжели, которые к 70-ым годам XVIII века вынудили Гребенщиковых закрыть своё предприятие.

Попытка придворной конторы открыть 1752 году казённый фаянсовый завод в Петербурге не привела к началу производства фаянса. Этот завод в первые годы деятельности выпускал майолику, а в конце XVIII века полуфаянс. Не выдержав конкуренции, он прекратил деятельность на рубеже XVIII - XIX веков. Первым заводом, на котором выпускался тонкий фаянс, был Киево – Межигорский казённый фаянсовый завод. Он был открыт в 1798 году и начал производство русского фарфора. Вместе с заводом Ауэрбаха он стал одним из двух крупных центров фаянсового производства России, на технический и художественный уровень которых ориентировались десятки мелких и средних фаянсовых предприятий.

В первой половине XIX века фаянсовое производство развивалось невиданными темпами. В 20-ых и 30-ых годах уже действовало несколько десятков заводов. И вместе с ведущими заводами такие заводы, как Поскочина, Гинтера, Гарднера, Тереховых и Кисилёва и другие внесли определённый вклад в техническое и художественное развитие русского фаянса. Во второй половине XIX века развитие массового фарфоро-фаянсового производства в значительной степени связано с деятельностью фирмы Кузнецовых, крупнейший представитель которой Матвей Сидорович Кузнецов к концу XIX века монополизировал отрасль, сосредоточив в своих руках около 2/3 производства фарфора и фаянса Российской империи. Кузнецовы были представителями новой капиталистической формации, которая со второй половины XIX века развивалась в России.

Г.В.Лубов


Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.