Конаковский Завод до революции. Часть 16

На фаянсовой фабрике продолжал действовать социал-демократический кружок . 4 ноября 1906 года под руководством кружковцев был организован очередной митинг. Мы уже говорили выше, что страницы Кузнецовской истории в советский период были интерпретированы по-своему. Так, например, в советских исторических справках об одном из, пожалуй, самых массовых выступлений рабочих говорится так: «8 ноября 1906 года был праздник Михаила Архангела. Под видом праздника молодежь собралась на Почтовой улице Кузнецово и двинулась по посёлку». Согласитесь, звучит весьма странно. Вполне может быть, что народ действительно собрался на праздник, но группа революционно настроенных рабочих решила воспользоваться этим событием для проведения агитации.

Спад революции в 1907 году отразился и на революционном движении в Кузнецово. Ещё в конце 1907 года прекратил существование социал-демократический кружок. Первое десятилетие XX века характеризуется новым расширением и совершенствованием производства. Строится новое двухэтажное здание, на первом этаже которого размещается «капельная глиномялка» (отделение приготовления массы для огнеупоров), а на втором – барабаны машинного цеха (шаровые мельницы массозаготовительного цеха). Введено оно в действие в 1904 году.

В 1906 году было закончено возведение 56,5 метровой дымовой трубы для новой котельной и корпуса для паровой машины «Гопер» мощность 300 лошадиных сил, началась подготовка к строительству новых корпусов. «Товарищество» решило расширить завод и оснастить его самой современной техникой того времени. Завозились строительные материалы, металл, кирпич, лес. Проводилась подготовка и иного рода. В ночь на 7 декабря 1908 года на заводе возник пожар. Была уничтожена левая половина двухэтажного каменного корпуса, в котором работали точильщики, подавальщики, литейщики и печатальщики до 500 человек. Пожаром было уничтожено всё внутреннее устройство, остались одни каменные стены. В корпусе находилось пять горнов для обжига посуды. Убыток составил 135 00 рублей, но «Товарищество» в накладе не осталось, получив солидную сумму страхового вознаграждения.

8 февраля 1911 года скончался основатель «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий» М.С. Кузнецов. Но хорошо отлаженный механизм крупнейшего монополистического объединения фарфоро-фаянсовой отрасли России продолжал действовать четко и безостановочно. В 1909 году вводится в действие трехэтажный корпус живописного цеха и двухэтажное здание заводской конторы, в котором были открыты продовольственный и промтоварный магазин. Введён в действие корпус, где разместились печи для плавления фритты. В 1910 году – трёхэтажные корпуса: одни для двух первых в Российской фарфоро-фаянсовой промышленности туннельных печей системы «Фужерона» и формовочного цеха, другой для сортировочного цеха. В 1911 году вводятся в действие трехэтажный корпус для сортировочного цеха и корпуса для двух трёхэтажных горнов. На этом расширение предприятия завершается.

В 1912 – 13 годах устанавливается два мощных паровых котла «Фицнер и Гампер» производительностью по 6 тонн пара в час каждый. Комплекс зданий из красного кирпича, введённых в 1909 – 1912 годах, создаёт тот характерный силуэт предприятия, который сохранился до наших дней. К 1913 году Кузнецовская фабрика достигает своего наивысшего расцвета в дореволюционный период. Если в начале расширения на фабрике работало 1570 человек, то 1913 – 14 года рабочих стало 1826, а через два года увеличилось до 2114 человек. Годовой выпуск продукции достиг 17 000 000 изделий. «Находилось в эксплуатации 7 фарфорообжигательных печей круглых с верхнебойным пламенем (горны) и две фарфорообжигательные печи пламенные лежачие (так назывались тоннельные печи), 5 муфелей для обжига рисованного товара, одна обжигательная печь периодического действия, 3 кирпичеделательных пресса, 15 точильных машин».

В 1913-14 года было произведено чайной посуды (фарфор) 9 482 280 штук, майоликовых изделий – 389 255 штук, столовой посуды (фаянс)2 643 782 штуки. Кроме посуды в больших количествах выпускались изоляторы, части фаянсовых иконостасов, печные изразцы, огнеупорный кирпич и кирпичные плиты. Перед империалистической войной годичная продукция оценивалась в 1 047 291 рубль, а стоимость недвижимого имущества – в 1 940 548 рублей. В предвоенные годы продукция распространялась кроме России в Средней Азии, Персии и других странах Востока.

С развитием производства усложнялись проблемы доставки сырья и вывоза готовой продукции. Основное сырьё и топливо на завод переправлялось по Волге. Волжские причалы были связаны с фабрикой гужевой дорогой, (переовозки осуществлялись на телегах или санях, запряжённых лошадьми), а также через станцию Завидово большой Николаевской железной дороги. Таким же образом вывозилась готовая продукция. Сложность производства и повышенные требования к качеству вынуждали «Товарищество» пользоваться не только отечественными сырьевыми материалами с песчаных и доломитовых карьеров Зубцовского и Вышневолоцкого, Новоторжского и Старицкого уездов Тверской губернии и карьеров огнеупорных глин юга России, но и заграничными материалами из Англии, Норвегии, Бельгии, Германии. Прибывшие по железной дороге материалы зимой доставлялись гужем со станции Завидово до села Кузнецово (около 30 километров), а летом – до деревни Безбородово на реке Шоше, грузились на баржи и по рекам Шоше и Волге доставлялись в Кузнецово.

В качестве топлива использовались дрова и торф, который добывался в летние сезоны на торфопредприятии в районе дер. Шумново, что в 6 километрах от фабрики. Необычайно поднялось техническое качество продукции. Материальная сторона дела была налажена превосходно и обеспечивала прекрасный товарный вид Кузнецовской посуде. Уже к началу XX столетия сложился ассортимент, который выпускался заводами «Товарищества М.С. Кузнецова». В Каталоге продукции значились чашки 370 фасонов, 60 разновидностей бокалов, 112 – чайных сервизов, 20 – кофейных, 23 – столовых; чайники – 20 видов, сахарницы – 16, сливочники – 14 типов, маслёнки – 30; огромное число различных фруктовниц, сухарниц, декоративных тарелок, подсвечников; одних пепельниц – 70 видов и т.д.

В конце XIX в. и в первое десятилетие XX в. На Кузнецовской фабрике выпускались майоликовые иконостасы и киоты, которые имели широкий спрос русских церквей. Продукция фабрики отражала требования моды. Данью ложнорусскому стилю, например, был огромный торшер – ваза для Российского павильона Парижской выставки. Это технически сложное и великолепное сооружение высотой более двух метров. Вершину его венчал павлин с огромным пёстрым хвостом. Вверху шла надпись: «Добро пожаловать. Честь да место», внизу «На хлебе, на соли да на добром слове – челом бьём». По характеру трактовки материала изделие напоминает скорее резное раскрашенное дерево и в то же время – металл, но только не фаянс. Форма торшера близка к форме русского самовара … Несмотря на огромные размеры, изделие лишено монументальности, величия, которые, вероятно, хотел передать художник.

В Государственном Историческом музее хранится серия настенных тарелок в ложно – русском стиле на темы русских былин, выполненных в стиле древнерусской финифти. В центре тарелок изображены события из жизни богатырей, а по борту не свойственный керамике орнаментальный мотив.
На грани двух веков в русском искусстве возникает новый стиль - модерн, близкий по мысли его зачинателей, к формам природы, и, якобы, порывавший со стилями предшествующих эпох. В стиле модерн строятся административные здания, особняки, гостиницы, доходные дома, вокзалы. Например, особняк Рябушинского и Торговый дом «Товарищества М.С. Кузнецова», построенные по проекту известного архитектора-модерниста Ф.О. Шехтеля.

Особенно быстро развивается этот стиль в декоративно-прикладном искусстве. Прекрасно технически оснащённая фабрика в селе Кузнецове легко освоила изготовление продукции в стиле модерн. Хрупкость и текучесть форм, затейливость очертаний, рельефные цветы, изогнутые стебли, удлиненные листья дополняются неясностью цветовых отношений. Оливково-серые тона незаметно перетекают в светло-зеленые и лиловые. Несмотря на то, что в 10-ые годов стиль модерн стал символом декадентства и одно время считался реакционным, следует отметить, что в керамике он открыл много положительных черт. Керамический материал был осмыслен как текучий и податливый, что впоследствии послужило толчком к разработке новых форм в майолике и фаянсе. Особенно важной следует считать работу художников с потечными, кристаллическими и восстановительными глазурями, применение которых получит широкое распространение в 40-ых годах и до наших дней, создавая неповторимые эффекты декора майолики. Вместе с тем основная масса продукции – чайная и столовая посуда – расписывались в народном стиле. Это был один из самых ярких народных промыслов, перешедших во всеобъемлющее промышленное производство. Ручная кистевая роспись училась быть всё более быстрой и гибкой, приспосабливая узоры и технику письма к стремительным темпам жизни. «Агашками», «прозолотью различных клейм», «манером», «виноградом» расписывали живописцы трактирный фарфор и «азиатский товар», покоривший своей яркой броскостью Персию и Афганистан, Турцию и Среднеазиатские города, вытеснивший оттуда европейский фарфор и фаянс.

Современники – знатоки фарфора и фаянса Росиии – изделия Кузнецовского «Товарищества» выгодно отличали от других предприятий. В 1912 году П.К. Вакулин в журнале «Художественная Керамическая промышленность» писал: «Фирма это (Кузнецовская – В.В.) вырабатывает очень хороший фабрикат, по качеству не уступающий немецкому и в художественной части, а технически может удовлетворить самый изысканный вкус». Далее подчёркивается, что изделия могли бы быть ещё лучше, но Кузнецов «не делает этого только потому, что не надеется на достаточное количество потребителей». Фабричные марки на Кузнецовских изделиях ставились обычно на фарфоре надглазурными красками, на фаянсе подглазурной зелёной или синей, одновременно в предреволюционные годы часто встречается марка, нанесённая по сырому изделию вдавливанием.

Точная датировка марок не известна, но наиболее старой следует считать марку «З. быв. Ауэрбахъ» в две строчки над двуглавым орлом, затем следует марка «Фабрики М.С. Кузнецова Твер. Губер.» После предоставления Кузнецову в 1872 году права применения государственного герба по начертанию герба следует марка «Фабрики М.С. Кузнецова Тверской губ.» с виньетками под госгербом. С середины 1870 годов были марки «М.С. Кузнецовъ в Твери» с лентой на щите с госгербом и медалями, затем «М.С. Кузнецовъ в Твери» под госгербом в орнаменте из полукруга и рамки. В 1880 годах марка упрощается: госгерб, под ним лента с надписью «М.С. Кузнецовъ», ниже в рамочке «въ Твери», а затем: госгерб, под ним лента с надписью «М.С. Кузнецовъ Твер. Губернии». После образования в 1889 году «Товарищества» марка пердставляет собой госгерб, под ним надпись в три строки «Т-ва, М.С. Кузнецова, Т.Ф.», или в двойном овале «Фабрики Т-ва М.С. Кузнецова» в центре «въ Твери». Эта марка, вероятно, появилась после покупки фабрики Гарднера, так как овал под госгербом был орнаментом Гарднеровской марки, право применения, которой Кузнецов приобрёл при покупке фабрики.

Более поздними марками будут марки в виде госгерба над лентой с надписью «Товарищества М.С. Кузнецова», а под лентой буквы «Т.Ф.» или «Твер. фаб.», применявшаяся до февральской революции. На экспортной продукции была сложная марка с двумя быками, держащими передними ногами овальный щит с короной наверху, снизу лента с надписью латинским шрифтом «Мануфактура», ниже – «Т-ва М.С.К.», ещё ниже на значительном отрыве – в круге медали и ндпись «Т-ва М.С.К. Тверской губ.»

В 1912 году в России вновь начинается подъём революционного движения. Революционная агитация усиливалась. В 1914 году началась империалистическая война. Вместе с выпуском хозяйственной посуды увеличился выпуск предметов ухода за ранеными, аптекарской посуды, а также изоляторов. Война спровоцировала ухудшение социально-экономического положения в стране. Инфляция, рост цен, падение покупательской способности автоматически влекло за собой снижение спроса. На фоне растущих цен заработные платы рабочих оставались неизменными. Недовольство рабочих, подогретое революционными агитаторами, вылилось в новую забастовку на Кузнецовской фабрике 9 июня 1915 года. Рабочие требовали увеличения расценков на 25%. В условиях военного времени, повлекшего за собой экономический спад, выполнить требования рабочих было невозможно. «Товарищество М.С. Кузнецова» было вынуждено дать бастующим рабочим расчёт. В ответ на увольнение рабочие отправили губернатору телеграмму следующего содержания: «Ваше превосходительство – голодаем. Не откажите приехать, рабочие не работают 10 дней. Хозяин, инспекция не содействуют. Рабочие.» Губернатор через Корчевского исправника ответил рабочим следующей телеграммой: «Объявите Кузнецовским рабочим ответ на их телеграмму: «Бастовать переживаемое тяжелое время грех перед родиной. Становитесь на работу, не будете голодать… Не вижу никаких достаточных обоснований бастовать. Заявленные претензии на управляющего фабрикой нахожу необоснованными… Не следуйте советам тех, кто вас смущает, становитесь на работу…»

В забастовке 1915 года участвовало 1226 рабочих. С 1 июля 1915 года был открыт новый набор рабочих, и 6 июля фабрика приступила к работе. Забастовка продолжалась 27 дней.
Шла война, положение в стране ухудшалось с каждым днём. Постепенно свёртывалось производство посуды и майолики. В 1916-17 годах чайной посуды было произведено 6 739 076 штук, что на 3 миллиона меньше, чем в 1913-14 годах, посуды столовой – 2 113 936 штук, майолики 459 551 штуки, но выпуск изоляторов был увеличен. В Петрограде произошла буржуазно-демократическая революция. Начался новый период в истории России, в истории развития Тверской фарфорофаянсовой фабрики в селе Кузнецове.

Г.В.Лубов


Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.