Конаковский фаянс в период восстановления (1945-1958 годы). Часть 23.

После окончания Великой Отечественной войны советский народ под руководством Коммунистической партии приступил к восстановлению народного хозяйства. В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял Закон о четвертом пятилетнем плане развития народного хозяйства в 1946-1950 годах. Одной из главных задач первой послевоенной пятилетки была задача восстановления довоенного уровня промышленного производства и создание материальной базы для дальнейшего развития народного хозяйства.

Восстановление разрушенных войной предприятий промышленности и лесного хозяйства началось ещё в последние военные годы, но лишь в 1945 году мирное строительство развернулось широким фронтом. Сотни тысяч фронтовиков возвращались к мирному труду. Восстанавливался жилой фод в городах и селах. Расширялась сеть предприятий общественного питания. Резко возрастали и потребности в хозяйственной посуде. Но фарфорофаянсовая промышленность особенно сильно пострадала в военные годы. Многие завода были разрушены. Оставшиеся предприятия посуды выпускали очень мало. Если, например, до войны выпуск продукции на заводе превышал 40 миллионов высококачественных изделий с художественным оформлением, то в 1945 году было выпущено всего 13 миллионов штук, т.е. около трети довоенного уровня. Причем качество изделий было очень низким, и основная масса изделий шла в "белье", т.е. без декора.

Коллективу завода предстояло выполнить сложнейшую задачу: восстановить количественные и качественные показатели продукции, возвратить, точнее, возродить художественную славу Конаковского фаянса. Одной из первоочередных задач было решение топливно-энергетической проблемы, без чего не могло быть и речи о наращивании выпуска посуды. Поэтому в первую очередь были форсирваны работы по сооружению линии электропередач Темпы-Конаково, восстанавливалась железнодорожная ветка Конаково-Решетниково, разворачивались работы по добыче торфа на Втором Моховом торфопредприятии. В цехах налаживается производство хозяйственной посуды и художественной майолики. Первой послевоенной продукцией майоликового цеха были пепельницы и игрушки.

Расширение выпуска художественно оформленной посуды и майоликовых изделий потребовало увеличение количества высококвалифицированных специалистов-модельщиков, живописцев, литейщиков, формовщиков. Но многие из рабочих этих профессий не вернулись с войны. Поэтому для подготовки таких мастеров при заводе было создано Художественное ремесленное училище. 1946 год стал переломным годом в работах по восстановлению завода. 23 октября была введена в действие по временной схеме ЛЭП-35 "Темпы-Конаково" с трансформатором 560 киловольтампер. Двадцать два наиболее отличившихся рабочих, работниц и руководителей строительства были награждены Министром значками "Отличник Местной промышленности РСФСР". Среди них Н.К. Меркурьев, бывший в то время начальником строительства ЛЭП, И.И. Козлов, В.Д. Романов, А.И. Петухов, Л.В. Перова, Н.Ф. Школьников, А.З. Новиков, Н.С. Волкова, Л.В. Семянникова, Д.П. Воронина, К.И. Субботина, А.И. Капитонова, Н.И. Карасев, А.Г. Перский, В.Г. Лубов, М.В. Морошкина, Ф.К. Зубрилкин, С.Н. Борин, Н.И. Харламов, М.Г. Гусаков и И.А. Харитонов (см. Приказ по Министерству Местной промышленности РСФСР № 344 от 31.03.1947г.) По железнодорожной ветке пошли поезда с торфом, сырьём и готовой продукцией. Восстанавливались конвейерные сушила и аспирационще установки в формовочном цехе. Наращивал выпуск массы старый массозаготовительный цех, Однако трудности начала восстановительного периода были настолько велики, что в 1946 году выпуск продукции остался практически на уровне предыдущего года.

Очень сложная обстановка была и в 1947 году. Недостаток сырья, перебои с топливом, трудности с заменой и пополнением оборудования, неквалифицированность обслуживающего персонала, что, в конечном счете, привело к большому пожару в массозаготовитеяьном цехе. Но коллектив мужественно боролся с трудностями и выходил победителем. К концу года выпуск продукции достиг 16,4 миллиона изделий, т.е. по сравнению с предыдущим годом возрос на 23,3 процента. В 1947-1948 годах в формовочном цехе действовало 9 сушил, восстановлена система искусственого охлаждения тепловых агрегатов, для чего было проложено около 800 погонных метров воздуховодов. Кроме того, были установлены полочные подъемники и проложено до 2000 метров монорельсовых путей для механизации межэтажных и межцеховых перевозок полуфабриката.

Любопытно отношение старого рабочего Н.Й. Маркова к тем нововведениям, которые произошли в эти годы. Вот что писал он в 1947 году в областной газете "Пролетарская правда" (Такое название в то время носила газета "Калининская правда") "Теперь условия работы на заводе, как небо от земли, отличаются от невыносимого труда на бывшей кузнецовской фабрике. У каждого рабочего места вентиляторы очищают воздух, сырой товар просушивается в специальных закрытых механизированных сушилках. Теперь глину из массозаготовительного цеха в формовочный цех подвозят на вагонетках лошадьми. Наверх её доставляют подъемниками... Сейчас глину машиной мнут. Во всех цехах для доставки сырья и посуды проведены монорельсовые пути, работают подъемники, эстакады, волокуши. Даже дрова для тунельно-горновых печей подготовляются сейчас колунами (имеется вниду с механическим приводом) и циркульными пилами".

Эти, весьма скромные с точки зрения сегодняшнего дня, достижения конца 40-х годов современникям казались значительными. Таковыми они тогда и были.
В 1947-1948 годах возобновились прерванные войной работы по осуществлению проекта реконструкции завода, разработанного Лениградским Государственным Керамическим институтом. Первым объектом, к которому приступили строители, был массозаготовительный цех.
Высокий трудовой подъем в коллективе давал отличные результаты по волнению и перевыполнению плановых заданий. В 1947 году комсомольско-мододежные бригады сыграли большую роль в наращивании выпуска продукции. Например, комсомольско-молодежная бригада Н. Овсянниковой, встав на стахановскую вахту, в два с половиной раза перевыполняли производственные задания. Патриотический почин бригады был подхвачен и другими комсомольско-молодежными коллективами. А с 6 октября весь коллектив завода встал на стахановскую вахту. Рабочие приняли новые повышенные обязательства. Примером высокопроизводительного труда стала работа бригады А. Михайловой (А.С. Голубевой). Болыпих успехов добились бригады К. Русаковой, Е.Ф. Зиновьевой, А. Трифоновой, Е. Ястребовой. Хороших успехов побились живописцы А. Шадрова, А. Маркова, М.И. Батурина, Е.И. Грамотеева, Е.И. Кабанова, Чекмарева и другие.

Но одного энтузиазма рабочих было недостаточно, и до уровня 1940 года заводу было ещё далеко. Крайне слаба была материальная база. Не хватало оборудования в массозаготовительном цехе, с перебоями работал цех по изготовлению огнеупорной оснастки - капсельный цех, очень трудно было с запасными частями. Однако, несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности, производство наращивало выпуск. В 1948 году было произведено уже 24,2 миллиона изделий. Завод дал государству 2924 тысячи рублей сверхплановых накоплений.91
Параллельно с борьбой за увеличение количественного выпуска коллектив завода боролся за улучшение качества. В 1949 году было создано 87 бригад, борющихся за высокое звание бригад отличного качества.

Большой вклад в успехи коллектива вносили стахановцы и среди них формовщицы Анна Трифонова и Зоя Баранова, отводчицы М.И. Батурина и И.Н. Чуднова, ставилыцики В.Е. Круглов и Н.И. Белов, барабанщицы Т. Логинова и Голубева, мяльщица Зименкова, пласторезчица В.Г. Осипова. В этом году завод перерабатывал до 75 тонн массы в сутки. Ассортимент продукции был уже весьма разнообразным: тарелки, столовые сервизы, чайные пары, масленки, кувшины, питьевые и фруктовые наборы, приборы для завтраков, вазы, многообразные фигуры, блюда, селедочники, перечницы, горчичницы и пр.

Для увеличения выпуска майоликовых изделий и улучшения их качества был оборудован специальный корпус, в котором был создан особый производственный поток по выпуску художественной майолики. (Речь идет о корпусе, где сейчас развернут участок уникальных изделий – бывший "Седьмой горн"). Продолжались работы по совершенствованию производства, механизации межцехового транспорта, устанавливаются выпускаемые ремонтно-механическим заводом формовочные станки более совершенной конструкции. Проводится модернизация туннельных печей, в результате чего их мощность значительно возрастает. Коллектив завода досрочно выполняет задания послевоенной пятилетки. 102 человека завершают пятилетку на год раньше – к 1 января 1950 года. 1950 год стал особой вехой в жизни коллектива – в этом году был достигнут довоенный уровень производства. Перед мастерами фаянса вновь в полный рост встали задачи, решение которых прервала война.

Ещё в первые годы послевоенной пятилетки вместе с увеличением выпуска продукции встал вопрос о повышении её качества и художественного оформления. В военные годы, когда спецзаказы не требовали раскраски, в живописном цехе работало всего несколько рабочих-живописцев. Теперь количество их увеличивалось до 150. Высококвалифицированные кадры давало Художественное ремесленное училище № 17. Первый выпуск состоялся в 1948 году. Живописцы-исполнители готовились и в самом цехе, молодежь перенимала опыт и производственные навыки таких мастеров, как М.А. Овчинкин, М.И. Примочкин и другие. Ведущие художники завода обучали молодежь основам рисунка, живописи, цветоведения и другим художественным наукам.

В конце 40-х годов вновь развернула деятельность художественная лаборатория. С новыми силами продолжали начатую в конце 30-х годов работу по внедрению в производство новых художественных решений и настойчиво искали пути и способы повышения художественного уровня фаянса и майолики такие опытные мастера как Т.З. Подрябинников, Г.Я. Альтерман, З.Г. Филянская, М.П. Холодная, Е.М. Гуревич, Н.А. Литвиненко, Й.В. Васильев, А.Й. Хихеева, И.Ф. Апостолов. Неоднократно выполняли отдельные работы И.Г. Фрих-Хар и С.М. Орлов, П.М. Кожин и М.А. Левина и другие. Их усилия увенчались успехом: в период конца 40-х и первой половины 50-х годов была заложена основа возрождения и приумножения славы конаковского фаянса и майолики. В середине 50-х годов после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В.Г. Филянская, практически полностью были заменены "кузнецовские" модели и росписи посуды.

В конце 40-х начале 50-х годов, отдавая дань времени, художники завода создали немало "подарочных" и "юбилейных" ваз, дорогих, покрытых сплошным золотом наборов, довольно вычурных скульптурных композиций. Однако декоры массовой посуды все более упрощались, в живописных работах все больше появляются элементы стилизации и обобщения. Отдельные искусствоведы склонны были считать эту тенденцию как потерю художественных качеств продукции. Период с 1951 по 1958 год вошел в историю, как период завершения строительства социализма в нашей стране. В эти годы Партия осуществила ряд мер, направленных на укрепление экономики страны, возглавила борьбу народа за построение социалистического общества, за всемерное развитие его материально-технической базы.

Коллектив завода включился в эту борьбу. Для увеличения выпуска продукции необходимо было, с одной стороны, форсировать строительно-монтажные работы на возведение нового массозаготовительного цеха и склада сырья, на реконструкции корпуса № 2, а с другой - всемерно использовать творческие возможности трудящихся и резервы оборудования и тепловых агрегатов. В 1952 году заводские строители под руководством И.И. Гаврилова осуществили смелую операцию: в действующем горновом участке без остановки работы 4-х горнов были заменены ветхие кирпичные стены, построенные ещё в 1882 году. Вместо деревянных перекрытий были установлены железобетонные, а крыша смонтирована на огромных 25 метровых стальных фермах. Причем, подъем ферм был осуществлен при помощи примитивных подъемных приспособлений - мачт и ручных лебедок. Но ни на один день не прерывалась "ставка и выборка" горнов. В результате увеличились производственные площади на 3 этаже, улучшились условия труда, и стала возможна установка дополнительного оборудования.

В цехи приходит новое оборудование, новая технология. В формовочном цехе устанавливается первый цепной люлечный конвейер, связавший участок сухой оправки со складом сырца и туннельно-горновым цехом (так в то время назывался цех обжига). Здесь же вместо примитивных вертикальных мялок для второго промина массы устанавливается 3 вакууммялки, облегчающие условия труда и улучшающие техническое качество полуфабриката.
Проведены работы по механизации межоперационной транспортировки полуфабриката в живописном цехе, где были установлены первые 2 конвейера для печати и один декольный конвейер. Были пущены дополнительно два новых компрессора.

Г.В.Лубов


Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.