Конаковский фаянсовый завод в период с 1984 по 2009. Часть 29.

Приступая к описанию некоторых событий из истории Конаковского фаянсового завода, я прошу прощения заранее за субъективность взгляда, так как поведу рассказ только от своего имени и буду говорить только о том, что лично знаю. Объективную оценку того или иного события можно вывести, присовокупив рассказы других художников, специалистов, работавших в этот исторический период на заводе.

Окончив в 1984 году Московское Высшее Художественное Училище (бывшее Строгановское) с отличием, я пришла на завод где директором тогда был Виктор Васильевич Голубев. Это было время стабильности, уверенности в будущем, время плановой экономики под руководством КПСС. Жизнь завода не была исключением, со всеми вытекающими отсюда последствиями: план выпуска продукции, расширение производственных мощностей, строительство жилья. Долгий рабочий стаж Голубева подходил к логическому концу, и, он хотел оставить что-нибудь на память о себе для завода. Я работала художником-монументалистом в группе эстетики под руководством Нины Григорьевны Жуковой. Группа занималась оформлением стендов, наглядной агитации для цехов. Я же работала напрямую по указанию директора. Его первым заданием оформление центральной проходной. Я выполнила рельефное панно «Рабочий и художница» из шамота, представлявшее из себя отдельные фигуры высотой около 3 метров, расположенные по сторонам от тарелки с рельефным знаком завода (диаметр 1,5 метра).

Это панно должно было располагаться над верхним полукруглым окном, которое по краям должно было быть украшено рельефным цветочным бардюром. Но, к сожалению, опасения главного конструктора, не дававшего гарантию безопасности монтажа, не дали возможности установить это панно. В этом же году была проведена выставка Конаковских художников в городе Твери, где я приняла участие композицией «Окна моего детства». Для пансионата «Карачарово» я сделала напольные кашпо для цветов. Но главным заданием было выполнение и установка памятника «Труженикам фаянсового завода, погибшим в Великой Отечественной войне» к 9 мая 1985 года. Автором главной концепции памятника был Пётр Новосёлов, художник художественной лаборатории завода. Я, как соавтор, доводила проект до завершения до завершения. Было сделано несколько вариантов, из них главным архитектором города был утверждён памятник, находящийся сейчас перед зданием управления завода.

После Голубева В.В. занял директорское кресло Виктор Ильич Буров. Он решил провести улучшение условий производства, приведя в порядок здания,и начал с туалетов. Как образцы, были оформлены туалеты рядом с входом в управление. Я сделала имитацию витражей и приготовила напольную плитку из материалов завода: шамот, глазурь. Для заводского детского садика «Солнышко» по просьбе директора садика Натальи Евгеньевны Пименовой я украсила фойе главного входа комплектом из 5 декоративных тарелок «Заря», включающих в себя изображение солнца, птиц, цветов. Актовый зал и коридор были оформлены набором настенных тарелок разных диаметров расписанных под Хохлому, так как мебель для детей была куплена в этом стиле. Кроме этого был подготовлен проект оформления спортивной и детских площадок садика, но он так и не был реализован, как и цветники для трёх входов в здание сада.

В.И. Бурова на посту директора завода сменил Владимир Владиславович Стрешнев. Во время его работы была оформлена комната отдыха в цехе обжига. Она была расписана вьюнками, окружавшими настенные блюда. Окна оформлены имитацией витражей. В углу был сделан садовый уголок: десяток ваз ручной работы в виде цветочных бутонов высотой 1м 40см, выполненные из шамота, я расписала цветными глазурями. Их украсили цветами из заводской оранжереи. Рядом с большим зеркалом стояла статуэтка «Бабочка на шаре». Всё это было сделано мной по просьбе Геннадия Ивановича Герасимова, заботившегося о своём коллективе. Рабочим, надеюсь было приятно проводить здесь обеденное время.

Постепенно наступало время трудностей на производстве, связанных с общим положением в стране. Особенно трудно стало при следующем директоре – Михаиле Михайловиче Окопове. Задержки в заработной плате, неуверенность в завтрашнем дне- всё это омрачало жизнь работников завода и художников в частности. К этому времени я была переведена из группы эстетики в художественную лабораторию художником 2 категории. Главным художником завода и начальником лаборатории в этот момент был Николай Алексеевич Коковихин. Поведение директора Окопова, по отношению к художникам, мне запомнилось тем, что познакомившись с коллективом, он сказал: «Я не могу выплачивать вам зарплату, но разрешаю делать авторские работы и выписывать их без ограничения. Главное плановые задания выполняйте во время.» Тем самым, продавая работы в художественных салонах, мы могли выживать в это трудное время.

В Москве были проведены две выставки-продажи творческих работ художников Конаковского фаянсового завода по приглашению РОСИЗО и ВВЦ. На этой выставке я демонстрировала одну из первых своих работ в качестве художника лаборатории: вазу «Флора», показала набор для соков «Рябинушка» и другие работы. Для музея города Дивногорска Красноярского края (откуда я родом) был приобретён набор для блинов «Масленица» автор формы Пётр Новосёлов. Много изделий попало в частные коллекции. На ВВЦ, в сельскохозяйственном павильоне, где тоже была организована выставка наших художников, среди других работ я выставила набор для кваса «Сватовство». По словам директора павильона его подарили от имени администрации ВВЦ одному английскому лорду.

На завод была приглашена приватизационная комиссия, состоящая из иностранцев. Её задача была определить причины убыточности производства, научить работать без потерь, найти выход из кризиса. В каждый цех и участок был отправлен специалист. В лабораторию прислали художницу, которая познакомила нас с модными манерами ручной росписи, печатями, формами посуды, пользующиеся на тот момент наибольшим спросом. Эта комиссия участвовала в отборе работ художников на промышленную выставку во Франкфурт-на-Майне. Образцы ручной росписи, по отзыву директора, очень удивили посетителей своей оригинальностью и разнообразием манер и мотивов.

В начале 90-х годов пришёл на завод новый директор Губа Андрей Валерьевич. При нём завод стал Открытым Акционерным обществом «Конаковский Фаянсовый завод». В это время была проведена попытка превратить основной коллектив художников лаборатории в хозрасчётную группу «Радуга» под руководством Александра Казанкова. Работали художники в это время достаточно активно. Была выполнена роспись сервизов для ресторана Третьяковской галереи по проекту Натальи Лепкалюк силами художниц исполнительниц. Я выполнила заказ Московского пожарного отделения – рельефную настенную тарелку с фирменной эмблемой. Выполнила много настенных блюд с пейзажами времён года, с цветами. Расписывала их подглазурными красками.

Затем лабораторию вновь объединили. Её начальником стала Татьяна Сергеевна Лапа. В 1999 году к 190-летию завода провели конкурс на лучший вариант юбилейного значка. Мой проект одержал победу. Конаковский краеведческий музей в содружестве с КФЗ принял участие в выставке «Интермузей», прошедшей в Экспоцентре в Москве, в марте 1999 года. Наши художники приняли участие в этой выставке. Моё блюдо, сделанное к юбилею завода, украшало вход в наш сектор выставки. Так же я демонстрировала плакетки «Времена года», «Шиповник», «Стрекоза», кубок «850 лет Москве». В 2000, в феврале, была проведена выставка авторских работ в Доме-музее С. Дрожжина, где прошла встреча наших художников и поэтов Тверской области во главе с главным редактором районной газеты «Заря» Борисом Осиповым. Среди прочих работ я выставила набор для кваса «Сватовство» и преподнесла в подарок копию кузнецовской сухарницы сделанною мной. В марте с ответным визитом завод посетили работники музея и поэты.

В период работы на заводе у каждого художника сложилось своё амплуа. Кто-то больше занимался росписью, кто-то создавал новые формы. Я готовила образцы в формовочный цех для серийного производства, делала и авторские новые задумки. Одним из направлений было создание копий кузнецовских образцов: шкатулка «Пенёк», сахарница «Корзинка», статуэтка «Бельдюга», В декорировании я использовала многие существующие виды: надглазурную роспись (сервиз «Летний сад», набор тарелок «Рыбки», «Бабочки»), ангобную роспись напылением и процарапкой, роспись цветными глазурями (сухарница «Июль», шкатулка «Сова»), подглазурная роспись, роспись солями и люстрами. В 2000 году, по ходатайству Т.С. Лапа, мне присвоили 1 категорию.

Чтобы художественная лаборатория приносила прибыль, Т.С. Лапа по заданию А.В. Губы организовала приём заказов от населения и предприятий. Заказы и задания были самыми разнообразными. Я перечислю только часть из тех что выполняла сама. Я сделала рисунок (печать) на кружку в Дом-музей П.И. Чайковского, в ресторан «Степан Разин» печать на сервиз. Для ресторана «Барокко» сделала рельеф по бортику посуды и новые модели чайников, соусников, пепельницы. Подготовила модели набора для специй в ресторан «Петрович» и кафе «Муха». К 250-летию А.С. Пушкина сделала авторский кубок с росписью. Для Конаковского завода товарного осетроводства создала статуэтку «Стерлядь», блюдо и пепельницу той же тематики. Параллельно полтора года я работала над вазой к юбилею завода (195лет) и юбилею художественной лаборатории (70лет) высотой около 80 см. Пытаясь выживать, директор старался, где возможно сокращать штаты. Многие отделы и службы были расформированы. Ликвидации подлежала и художественная лаборатория. В мае 2004 году она прекратила своё существование. До сокращения я всё же успела завершить работу над юбилейной вазой, и, вместе с Ириной Юрьевной Метеловой, хранительницей образцов музея, мы оформили уголок к приезду гостей завода на юбилейные торжества. На вазе я отметила исторические этапы развития завода в фирменных клеймах разных лет и зафиксировала авторские знаки всех художников, работавших на заводе.

К тому времени, когда художественная лаборатория была расформирована, на территории завода в здании бывшего майоликового цеха организовалось производство от фирмы «Латвийская керамика» под названием «Самсон». Меня пригласили работать там главным художником. Я помогала дорабатывать модели, привезённые из Москвы, отрабатывала способы декорирования, научила живописцев раскрашивать изделия. С формовщиками разработала разные способы набивки, что придавало особый вид каждому изделию. Направление фирмы – садово-парковые скульптуры и вазы из шамота. Наладив производство, подготовив специалистов, через год я полностью посветила себя работе во вновь созданном ООО «Кузнецовский фаянс». Которое просуществовало с мая 2004 года около 4 лет.

На протяжении года работы в фирме «Самсон» не терялась связь с генеральным директором А.В. Губой. Он нуждался в специалистах для создания и внедрения новых образцов в ещё работающее производство. Глядя на чертежи заказчиков я оперативно оценивала задание и давала технологические рекомендации по выполнению заказа. Губа, выслушивая характеристику изделия, данную мной, сомневался, но в конечном итоге получалось так как я ему говорила. Таким примером может быть кружка «Весёлый молочник», которая создавала, из-за небольшого рельефа, сложности в модельной мастерской. Другим ярким примером был заказ на 40 тысяч изделий – китайский набор для специй: солонка, горчичница, перечница и ложечка. Формованные изделия не представляли трудности, но из-за ложечки стоило отказаться от заказа, о чём я предупредила директора. Он возразил: «Ты перепрыгни сама себя, сделай образец.» Я подготовила в течении 2 суток модель, форму и отливку, но цех так и не смог выполнить заказ (трудности были на стадии сушки ложечки).
Большой рабочий стаж иллюстрирует собой закон «Количество переходит в качество», художник выходит на новый профессиональный уровень. У меня это произошло в 45 лет почти физически ощутимо.

Но вернёмся к заказам. В 2006 году директор пригласил меня и Марину Ботулёву в группу разработки образцов, она просуществовала 1 год. Я занималась формами, а Марина декорированием. В 2006 году генерального директора сменил Вячеслав Владимирович Елиферов, который ликвидировал ОАО «КФЗ» и создал ЗАО «Конаковский фаянсовый завод». Этот процесс фактически означал, что фаянсовый завод прекращает своё производство и остаётся существовать только как управленческий аппарат и арендодатель для других предприятий. Это привело к разрушению зданий, печей, оборудования, к роспуску рабочих и специалистов. Только на территории бывшей художественной лаборатории продолжалась жизнь.

После ликвидации художественной лаборатории коллектив продолжал свою работу, распавшись на две группы. Была создана небольшая группа под началом Александра Казанкова, а основной коллектив перешёл в 2004 году в ООО « Кузнецовский фаянс» под руководством Ендржияка Александра Владиславовича. Сотрудничество художников с ним началось ещё задолго до этого момента, как с заказчиком. Коллектив позвал этого человека, понимая, что Ендржияк сможет определить основные направления деятельности группы и организовать рынок сбыта. Поскольку, начальник являлся фактически коллекционером, очень любил старые антикварные изделия и понимал в них толк, то основным направлением деятельности группы было копирование старинных мастеров и художников советского периода. Часть этих копий было помещено в заводской музей Хочется отметить некоторые черты характера, присущие А.В. Ендржияку. Его отличали оперативность в решении некоторых производственных проблем, умение мобилизовать специалистов для выполнения поставленных задач, некоторая торопливость в желании получать конечную продукцию. Он старался привлечь всех художников, которые хотели и могли работать. Так он создал условия для работы ветеранам труда О.П. Гагнидзе, В.А. Сергееву; пригласил Петра Новосёлова и А. Шауэрмана к сотрудничеству; подключил к работе Вебер на определённом этапе существования группы.

Находил он и новые кадры среди народа. Так Александр Владиславович направил на новое творческое русло Нелли Туленкову и Наталью Щукину – самодеятельных, но очень талантливых скульпторов, а также Сергея Жукова – скульптора и живописца. Директор вдохновил Шауэрмана на создание скульптурного триптиха «Соловей-Разбойник», ставшего последней в его жизни работой. Я занималась росписью этой скульптуры.
До последнего вздоха работал и Сергеев, даривший свои работы в музей завода. Я хочу сказать, что будучи сам творческим человеком по сути, Ендржияк притягивал к себе творческих людей, хотел с ними сотрудничать, давал возможность художникам и скульпторам проявить себя, создав производственную базу.

Автор Ольга Иннокентьевна Орлова






Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.