Конаковский фаянс в 1959-1965 годы. Часть 25.

Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза (27 января – 5 февраля 1959 года) подвел итоги борьбы и труда советского народа с момента Великой Октябрьской социалистической революции и на основании всестороннего учета глубочайших преобразований, которые произошли во всех областях экономической и общественно-политической жизни нашей страны, а также коренного изменения соотношения классовых сил в мире сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР, о вступлении нашей страны в период развернутого строительства коммунистического общества.

Исходя из этого исторического факта, главной задачей последующего развития является дальнейший мощный подъем всех отраслей экономики, значительное усиление экономического потенциала страны, чтобы обеспечить непрерывное повышение жизненного уровня народа.
Для реализации новых задач осуществлялось изменение системы планирования и организации управления народным хозяйством, для чего оставшихся трех лет шестой пятилетки было недостаточно. Поэтому партия приняла решение о разработке плана развития народного хозяйства на 1959-1965 годы. Исходя из основных направлений плана развития народного хозяйства, перед коллективом завода встали задачи значительного увеличения продукции, расширения её ассортимента, улучшения качества и художественного оформления. Решение этих задач требовало коренного технического перевооружения и наращивания производственных мощностей.

В 1959 году коллектив завода взял хорошие темпы в развитии производства. 150-летие предприятия, отмечавшееся в августе, мастера фаянса встретили досрочным выполнением восьмимесячного плана. Дополнительно было произведено продукции на 5,5 миллиона рублей. В ознаменование юбилея и за высокие показатели завод был награжден грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Почетной грамотой отметил успехи коллектива ВЦСПС. 60 лучших рабочих, инженеров, техников и служащих также были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

На заводе ширилось соревнование за коммунистический труд. Запевалами этого соревнования выступили отводчицы бригад Полины Монаховой Фаины Виноградовой. Их бригады работали без браковок и в полтора раза перекрывали сменные задания, добивались значительной экономии красок, особенно препарата жидкого золота.109 Их почин подхватили десятки бригад и смен. В борьбу за звание коллективов коммунистического труда включились участки и цехи.
Продолжалось совершенствование производства. В I960 году вступил в строй новый просторный ангобный участок, здесь все работы по межоперационной транспортировке полуфабриката были переключены на конвейер. В результате выпуск пользовавшихся повышенным спросом ангобированных изделий достиг 40-45 тысяч штук в сутки.

В апреле 1960 года в формовочном цехе была введена в действие поточная линия мокрой оправки полуфабриката изделий с рельефно-вырезным краем. Эту линию спроектировала и построила творческая группа рационализаторов в составе Клавдии Ивановны Третьяковой, Павла Капитонова, Евгения Шишкина, Николая Морозова и Антонины Акафьевой. Линия позволила применить разделение труда на данной операции и облегчить труд работниц-оправщиц. Производительность труда повысилась на 15-18 процентов.
В туннельно-горновом цехе усилиями творческой бригады в составе Петра Кузьмина, Паисия Капитонова, Ивана Козлова были созданы станки для механизации охлыстовки изделий (так называется операция очистки полуфабриката от пыли после первого обжига. В.В.)

Начался ввод в действие объектов реконструкции. На основе внедрения прогрессивного непрерывного способа плавления фритты для глазури в 1960-61 годах была осуществлена комплексная механизация одного из сложных и трудоемких процессов производства фаянса. Здесь были применены механическое смешивание шихты и вакуумтранспорт для подачи её в механизированные питатели и, наконец, грануляция и механическая погрузка гранул фритты в люлечный конвейер. Разработка проекта и его внедрение было проведено бригадой в составе Л.И.Аршинова, Н.В.Чернова и других. Эта линия вошла в комплекс отделения производства глазури мощностью 3,4 тонны в сутки.

В первой половине 60-х годов коллектив завода провел огромную работу по строительству, пуску и освоению новых мощностей цеха утильного обжига с двумя туннельными печами.
В 1961 году вводится в действие новый туннельный корпус. В марте 1962 начинает выдавать продукцию туннельная печь № 4, а в ноябре туннельная печь № 3. В 1965 году вступает в строй участок подглазурных раскрасок, где были пущены несколько конвейерных линий подглазурного декорирования аэрографом и печатью. В 1964 году начал выдавать огнеприпас новый капесельный цех. В цехе устанавливаются гидравлические прессы для штамповки изделий, механизированная линия приготовления массы по новой технологии – (сухой способ приготовления массы).

Сушка капселя переводится в камерные проходные сушила длиной 32 м монорельсовыми полочными вагонетками для установки полуфабриката. В цехе вступила в строй специальная туннельная печь для обжига капселя. Суточная производительность цеха по массе 45 тонн, по капселю 2100 капселей в сутки. В этом году завершается сооружение последней очереди массозаготовительного цеха в составе фильтрпрессового отделения производительностью 136 тонн массы в сутки. В 1964 году сдается в эксплуатацию здание ремонтно-строительного цеха, оснащенного производительной техникой для обработки древесины при изготовлении ящичной тары для отгрузки готовой продукции и строительных деталей и блоков.

С незапамятных времен формы для пластического формования фаянсовых зелий отливались в капах из гипса. Такие капы выдерживали 30-35 производственных циклов, после чего теряли прочность и заменялись новыми. Достойным конкурентом гипсу оказался химический продукт – эпоксидная смола. Много энергии вложили в это начинание начальник гипсолитейного участка К.И. Третьякова, мастер Н.Д. Хорьков, рабочие В. Бубнов и Н. Лашков. Новыми капами было почти полностью оснащено все производство форм для изделий массового ассортимента. Эта оснастка выдерживает более 2,5 тысяч оборотов. В период первой половины 60-х годов все тепловые агрегаты были певедены на отопление жидким топливом. В качестве топлива применялось пиролизное сырье, а позднее тракторный керосин.

В 1963 году в туннельно-горновом цехе была проведена интересная бота по механизации глазурования плоских изделий. Операция глазурования выполнялась методом опускания изделия в ванну ("черепню") с гларью, при этом руки работниц-глазуровщиц погружались в глазурь вместе изделием. Рационализатор Ф.И. Филков предложил оригинальную, простую по устройству глазуровочную машину. В короткий срок в цехе были изготовлены машины для оснащения всех рабочих мест глазуровщиц. Машины не только освободили работниц от вредных условий труда, но и повысили его производитедьность у заборщиц и глазуровщиц. В конце первой половины 60-х годов начинается перевод на бескапсельный способ первого обжига фаянса. После ввода в действие новых туннелнных печей завод приступил к демонтажу горнов, более 150 лет верой и правдой служивших мастерам фаянса в их нелегкой работе по обжигу изделий.

В феврале 1965 года вступила в строй линия централизованной подачи глазури из отделения производства глазури к машинам. И, наконец, в 1965 году завершается монтаж газопровода высойого давления и приемного оборудования для природного газа, на отопление которым начинают переводиться тепловые агрегаты. Рассматриваемый период характеризуется стремлением коллектива завода расширить ассортимент, улучшить качество и художественные достоинства изделий массового спроса. Например, в 1961 году художники завода подготовили тридцать новых образцов майолики. В 1964 году освоено 19 новых форм и 30 рисунков.
Улучшение качества продукции давало коллективу завода право демонстрировать изделия за рубежом. Например, только в 1964 году завод был участником, и добавим, как правило, призером шести международных выставок.

Достигнутые успехи в решении поставленных задач позволили коллективу взять курс на преодоление более высоких рубежей. 3 марта 1965 года коммунисты завода рассмотрели вопрос "О задачах партийной организации в достижении уровней лучших мировых образцов в продукции и техническом прогрессе на заводе". В постановлении собрания отмечалось, что коллектив завода осуществил ряд мероприятий, обеспечивающих улучшение качества выпускаемой продукции, товарного вида изделий и рост технического уровня производства. Осуществил перевод первого обжига изделий на бескапсельный, выработка круглого капселя частично проводится на гидравлических прессах, введение в эксплуатацию экспериментальная короткометражная печь в майоликовом цехе. В результате производительность труда повышена на 1,7 процента против плана. Сверхплановой продукции отгружено в торговую сеть на 2466 тыс. рублей.

Партийное собрание отметило также, что имеются ещё и переменные проблемы. В частности, имели место случаи выпуска массы низкого качества, не введено электромагнитное обогащение жидкой массы и глазури, велика деформация плоских изделий и пр. Несмотря на огромный объем работ по реконструкции, которая проводилась без остановки производства, на сложность освоения новых мощностей, напряженный творческий труд коллектива завершился замечательной победой: семилетний план был выполнен за 6 лет и 8 месяцев. Огромная работа по повышению эстетического качества бытовой посуды обновление массового ассортимента была проделана в рассматриваемом периоде художниками заводской художественной лаборатории. Обновление ассортимента выразилось не просто в замене изделий устаревшей формы и старых рисунков новыми, но в разработке новых по назначению и пластике предметов, в создании специализированных наборов посуды , необходимых в изменившихся бытовых условиях. Больше внимания стало уделяться функциональным качеством изделий. В свою очередь, объем, пластика, роспись изделий стали отражать современные общестилистические поиски в декоративно-прикладном искусстве. Изменились пропорции и архитектоника изделий и характер декора. Поверхности, недавно покрытшые сплошным рельефом, сменились гладкими, обнаруживающими красоту фаянса поверхностями, с широкими подглазурными росписями. Острее и проще стал силуэт: вместо аморфной естественной пластики появилась четкая прорисованность предметов .

Вместе с тем изделия сохраняют верность лучшим традициям прошлого, выдающимся работам мастеров скульптуры и росписи пятидесятых годов. Цветовая насыщенность и тонкость рисунков были характерны для почерка молодых художников Г.Г. Вебера, В.П. Шинкаренко. Чистотой и силой цвета и оригинальностью форм отличались работы О.П. Гагнидзе. Его вазы, набор посуды для фруктов, созданные в содружестве с художником Н.С. Гавриловым, сухарница "Солнце" и другие до сего времени выпускаются майоликовым цехом. Талантливые работы вышли из-под стеки скульптора В.А. Сергеева, Например, его озорной "Жирафенок" в росписи Ф.Н. Крохиной выпускается уже более 16 лет и известен далеко за пределами нашей страны. Художник Н.А. Коковихин разработал в этот период и оригинальные рисунки для надглазурной печати и новые формы салатников, набор посуды для пива и другие изделия. Они такде выпускаются до настоящего времени. Разнообраные рисунки для живописи, печати, аэрографа выполнили талантливые художники, вышедшие из народных масс, бывшие живописцы братья В.Г. Беляковы и их однофамилец Е. Беляков.

Всё это способствовало повышению художественного уровня массовой продукции. Достаточно сказать, что работы художников-ветеранов и "молодых" в первой половине 60-х годов были отмечены 2 золотыми, 5 серебряными и 10 бронзовыми медалями. В 1962 году статуэтка "Мамонт", выполненная Г.Б. Садиковым в технике матовых глазурей, на II Международной выставке Керамики в Праге была отмечена серебряной медалью. В 1965 году выпуск фаянса и майолики достиг 76,6 миллионов штук и по сравнению с 1913 годом увеличился в 4,5 раза. Это было весомым вкладом коллектива завода в дело улучшения материального благосостояния Советского народа.

Г.В.Лубов


Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.